Проблема

17:12, 17 мая 2022

Многоквартирный дом в Туле отключен от газа из-за авариной дымвентсистемы

Многоквартирный дом в Туле отключен от газа из-за авариной дымвентсистемы

Ирина Мельханова 
Сергей Киреев

 

Около 230 тысяч руб­лей с 16 семей. Такова ориентировочная цена возвращения бытового газа в многоквартирный дом на улице Мартеновской в Туле.


Газоснабжение дома № 12 на Мартеновской прекращено без малого две недели назад. Ресурс перекрыли после обращения в газораспределительную организацию управляющей компании ООО «Арсенал», сообщившей, что дымовентиляционные каналы (ДВК) жилого дома находятся в аварийном состоянии.

Обо всем этом жильцы узнали уже по факту, когда газ в доме был отключен.

Последствия утраты коммунального блага граждане успели в полной мере прочувствовать за последовавшие пять дней неизвестности. Голубое топливо перестало поступать вечером предпраздничной пятницы, а телефоны управляющей организации, по словам жильцов, молчали до 11 мая, когда было назначено общее собрание собственников.

На собрании УК «Арсенал» ознакомила жителей дома № 12 со сметой на капитальный ремонт трех оголовков дымовентиляционных труб и предложила рассрочку: размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен увеличиться на 600 руб­лей с квартиры ежемесячно в течение следующих двух лет. А нет капремонта оголовков – нет газа.

Надолго ли может затянуться эта ситуация, какие существуют выходы и как не попасть в аналогичную, разбиралась репортерская группа «ТИ».

_MG_2133.JPG 

На голубом газу

– В пятницу, 6  мая, около 11 утра пришли подрядчики от управляющей компании проверять дымвентканалы, – рассказывает инициатор обращения в «ТИ» Анастасия Тарасова. – Посмотрели. Сказали, что все нормально, тяга есть. А кроме того, сказали, что сделают смету по ремонту оголовков на крыше – их, мол, нужно ремонтировать. И ушли.

– А о том, что оголовки дымовентиляционных труб не в порядке, давно стало известно?

– Если визуально оценивать, они в непригодном состоянии находятся очень давно. С улицы невооруженным глазом видно, что кирпич осыпается. Еще лет пять назад, когда моя мама здесь жила, она писала жалобы в ту же управляющую компанию, просила привести оголовки в порядок. Все бездействовали. Тем временем дом дождался капремонта: кровлю нам переложили, а вентканалы остались в том же отвратительном состоянии.

– В момент проверки вас предупреждали, что дом ждет отключение?

– Нет. Просто в тот же день ближе к вечеру приехал сотрудник газовой службы. Тоже, кстати, не сказал об отключении, сообщил, что проводит в подъезде техобслуживание, смазывает вентили… И – все. Мы начали звонить в управляющую компанию, но тщетно. О том, что происходит, допытались уже у специалистов «Тулагоргаза»: ресурсники сказали, что получено письмо от УК, где было сказано о том, что оголовки дымовентиляционных труб аварийны.

– А управляющая компания что сказала?

– Ничего. До 11 мая они просто не отвечали на звонки. А после праздников инициировали собрание, где мы увидели смету… Отсутствие газа для меня лично делает квартиру практически непригодной для проживания. У меня полугодовалая дочка, а в доме невозможно ни еду разогреть, ни бутылочки простерилизовать, ни искупать малыша, ни самим помыться, поскольку водонагревательная колонка – тоже газовая… Пришлось, пока ситуация не разрешится, перебираться жить к родственникам. И я знаю, что в доме в подобном положении оказались многие: на 16 квартир детишек от полугода до семи лет у нас – восемь. Да и остальным непросто…

 

Что делать?

Первое собрание ошарашило жильцов выставленным счетом, на том и завершилось... ничем. Собственники решили по­искать другого подрядчика или, по крайней мере, узнать конъюнктуру, прежде чем соглашаться на серьезные затраты. Обсуждали возможность подать заявку на «Народный бюджет», искали способы снизить финансовую нагрузку…

На какое время растянется эта история, можно пока только предполагать. Более чем вероятно, что очередные квитанции за газ жители дома № 12 получат раньше, чем само голубое топливо. Как ни парадоксально, чтобы не платить за то, чего нет, тоже придется приложить некоторые усилия.

_MG_2156.JPG

О том, что необходимо предпринять в подобной ситуации, репортерской группе «ТИ» рассказал заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области Залимхан Омариев.

– Должен ли потребитель платить за коммунальный ресурс, отключенный по инициативе УК вследствие угрозы аварийной ситуации?

– В соответствии с пунктом 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в многоквартирном доме коммунальной услуги с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

– Куда и с какими документами необходимо обратиться потребителю, чтобы получить перерасчет за коммунальный ресурс в период его отсутствия?

– В силу пункта 104 вышеупомянутых правил при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном или бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг. Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель также обязан зарегистрировать в электронном или бумажном журнале учета таких фактов. В случае начисления платы за период отсутствия коммунальной услуги для получения перерасчета потребителю необходимо обратиться к поставщику услуг с соответствующим заявлением.

– Могут ли граждане, которым внезапное отключение коммунального ресурса на длительный срок доставило серьезные неудобства, претендовать на возмещение морального вреда?

– В соответствии со статьей 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Впрочем, выиграть такой суд будет весьма непросто. Содержание и текущий ремонт общедомового дымовентиляционного оборудования, безусловно, обязанность управляющей организации. Только вот доказать, что именно бездействие УК или ненадлежащее обслуживание довело ДВК до аварийного состояния, постфактум почти нереально.

 

Кто виноват?

В уклонении от проведения проверок на предмет газовой безопасности УК «Арсенал» не обвинишь – тут жильцы солидарны. Дымвентканалы в этом доме проверяют регулярно. Осенью осматривали, во время отопительного сезона – в феврале-марте, а также аккурат перед его завершением – в начале мая. Третья проверка за полгода – все строго по инструкции.

Непонятно только, почему при таком внимательном отношении и системном подходе оголовки оказались аварийными внезапно?

_MG_2160.JPG

– Обязанности по содержанию и текущему ремонту дымовентиляционных каналов в много­квартирном жилом доме лежат на управляющей организации, – объясняет старший государственный инспектор ГЖИ Тульской области Валерий Семенов. – Капитальный ремонт, если необходимость в нем возникает, уже не попадает в зону ответственности УК. Поскольку в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов капремонт оголовков не входит, то проводится он исключительно за счет собственников.

– Но капитальный ремонт требуется не «вдруг». Если УК – гипотетически – долгое время ничего не будет предпринимать для предотвращения разрушений, однажды ДВК придут в состояние, когда спасти ситуацию сможет только капремонт. Дотянуть до такого момента и умыть руки, переложив проблему на собственников жилья, это законно?

– По закону УК трижды в год обязана проводить проверки дымовентиляционных каналов. Соблюдение этой нормы подтверждается актами приемки выполненных работ. Акт свидетельствует о безопасности использования ДВК и их пригодности для дальнейшей эксплуатации. Когда акты подписаны, жалоб нет, то нет и оснований для проверки контролирующими органами. Если бы кто-то из жителей обратился в Госжилинспекцию с жалобой, что УК ненадлежащим образом содержит дым­вент­каналы – например, что текущий ремонт требуется, но не проводится, – проверка была бы организована. А сейчас ее проводить – только констатировать, что оголовки разрушены и их требуется полностью переложить. На данный момент это не подлежит сомнению. Я видел эти оголовки сам, они имеют значительные разрушения, и отключение здесь действительно было единственным возможным вариантом, поскольку ситуация представляет реальную угрозу для жизни и здоровья людей.

– А причину приведения оголовков в аварийное состояние сейчас уже невозможно установить?

– Не силами специалистов ГЖИ. Мы не экспертная организация, и не сможем постфактум указать причины разрушения.

– Если рассматривать не эту конкретную ситуацию, а принцип взаимодействия граждан и контролирующих органов в целом, что и в какой момент нужно предпринять?

– В случае подозрения, что с общедомовым дымовентиляционным оборудованием что-то не в порядке, жители вправе – и это целесо­образно – обратиться в Государственную жилищную инспекцию, чтобы ее специалисты провели проверку и установили, в каком состоянии содержатся ДВК управляющей компанией. Если дымвентканалы уже требуют текущего ремонта, но еще не запущены до той степени, когда решить проблему может только ремонт капитальный, УК получит предписание привести их в нормативное состояние. Например, восстановить кирпичную кладку не полностью, а частично, когда ее состояние начало ухудшаться – вполне реально в рамках текущего ремонта. Важно, чтобы жители следили за регулярностью проведения у них в доме периодических проверок, не подмахивали бумаг не глядя, а обращали внимание на фактическое состояние дымвентсистемы. Возвращаясь к ситуации с домом 12 на улице Мартеновской, замечу, что у этого дома всего два этажа и рассыпающиеся оголовки труб отлично виды с улицы. Как только жители заметили какие-либо разрушения, необходимо было незамедлительно сигнализировать в управляющую организацию, а если та не принимает мер – обращаться в органы надзора. Тем более что речь здесь в первую очередь идет даже не о затратах на ремонт: аварийные ДВК – прямая угроза здоровью и жизни каждого из тех, кто живет в этом доме.

– Что еще не поздно предпринять жителям дома на Мартеновской, 12?

– Если на текущем этапе согласно актам капремонт требуется только трем из шести оголовков, собственники квартир вправе обратиться в Госжилинспекцию для инициирования проверки соблюдения УК требований по содержанию оставшихся трех оголовков. Не исключено, что их состояние еще возможно поддержать или улучшить, не доводя дела до новой остановки газоснабжения.

#790000;">____________________________________  

#790000;">

  • #790000;">

    Когда УК «Арсенал» стало известно о потенциально опасном состоянии оголовков дымовентиляционных каналов в доме на Мартеновской, 12?

  • #790000;">

    Что послужило причиной аварийного состояния оголовков согласно результатам обследования?

  • #790000;">

    Сколько лет упомянутый дом № 12 находится в управлении УК «Арсенал» и проводились ли в течение этого периода капитальные или текущие ремонтные работы на общедомовой дымовентиляционной системе?

#790000;">

#790000;">

#790000;"> С этими и другими вопросами «ТИ» обратились к руководству управляющей организации. На момент сдачи номера в печать ответа на официальный запрос редакции от 12 мая получено не было.

#790000;">

#790000;">_____________________________________  

_MG_2149.JPG

На заметку

Заложена ли плата за содержание и ремонт дымвентканалов в сумму платежа, который гражданин ежемесячно вносит на счет УК на содержание общедомового имущества?

Да, сюда входит проверка ДВК, прочистка и текущий ремонт при необходимости.

Допустима ли инициатива УК по пересмотру размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с целью рассрочки платежа за капремонт ДВК?

Управляющая организация может предложить собственникам подрядчика, который займется капремонтом. Сроки, стоимость работ и порядок оплаты оговариваются с исполнителем. Собственники могут принять или не принять предложенные условия решением общего собрания. Также они вправе самостоятельно найти подрядчика, условия которого их устроят, или отложить капремонт. Но до тех пор, пока не будут устранены причины, ставшие основанием для прекращения подачи газа, возобновить газоснабжение дома ресурсоснабжающая организация не сможет.

Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают в потенциально опасных ситуациях возможность отключения пользователей от ресурса без предупреждения?

Да, в случае появления угрозы аварийных ситуаций на оборудовании или сетях отключение проводится незамедлительно и без предварительного уведомления пользователей коммунальной услуги. Такой порядок прописан в Постановлении Правительства № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутри­квартирного газового оборудования».

Установлены ли для таких ситуаций предельные сроки устранения причин, повлекших отключение, и восстановления подачи ресурса?

Конкретных временных рамок в данном случае не существует. Сложность этих работ варьируется в зависимости от разных параметров: числа ремонтируемых оголовков, конструктивных особенностей ДВК, времени года, когда проводится капремонт. Ограничение подачи ресурса может быть снято только после устранения аварийной ситуации.

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий