Проекты "ТИ"

00:33, 22 июня 2021

Завтра была война. О чём писали тульские газеты в последние десять дней июня 41-го

Двадцать первого июня 1941 года в Советском Союзе была суббота. Рабочий день – тогда еще работали шестидневками. Люди заканчивали трудовые смены, шли домой, готовили ужин, ложились спать – и предположить не могли, что завтра черным крестом будет перечеркнута их мирная жизнь, их надежды, их дела. По прихоти бесноватого усача, который запретил в Германии опыты над животными и решил ставить опыты над человечеством.

Четыре года страха, четыре года прощаний, четыре года серой неизвестности. Время дикого напряжения сил всей страны. Ее голос звучал в стонах «катюш», обрушивающих огненную лавину на немцев под Смоленском. В отчаянном крике бойца, идущего в рукопашную в Сталинграде. В грохоте «тридцатьчетверок», выбивающих оккупантов из Будапешта, Варшавы и Праги. В плаче матери под Вологдой, потерявшей своих сыновей на фронте. Это гневный окрик всего нашего народа мерещился врагу в русском снежном безмолвии – где-то недалеко от Тулы зимой 41-го: в этом бесконечном белом цвете растворилась маниакальная идея блицкрига.

Двадцать первого июня 1941 года в Тульской области, как и во всем Советском Союзе, о грядущем горе и грядущей славе еще не знает никто. Утром двадцать второго многие отправятся в киоски, чтобы купить свежую газету – последний номер мирного времени.

 

Листать предвоенные номера «Коммунара» жутко. 21 июня газета публикует традиционные хроники потерь английских и германских войск – Вторая мировая грохочет уже почти два года. А у нас пока идет соревнование Новотульского и Косогорского металлургических заводов – косогорцы уверенно лидируют. Дубенские доярки-стахановки получили по 75 литров молока в качестве премии. Житель Тулы Н. Кирьянов жалуется на большую яму на углу улиц Халтурина и братьев Жабровых, куда ежедневно попадают машины и лошади. Всю третью полосу занимает руководство для колхозов – как построить сушилку.

Передовица номера за 22 июня призывает – «Больше заботы о летнем отдыхе трудящихся». И действительно – не у всех дело ладится. Например, в Таптыковском поселке Новотульского металлургического завода скучно вечерами, в Криволучье нет купален, а в Дедиловском районном клубе «царят бескультурье и грязь». И все же сезон летнего отдыха, несмотря на то что тепло задержалось, набирает силу: рабочие патронного завода провели минувшее воскресенье в Ясной Поляне.

«Целыми семьями приехали оружейники и расположились на отдых на живописном берегу пруда, в тенистой роще, за столиками, под раскидистыми деревьями.

День был погожим. Ярко светило солнышко. Легкий ветерок, играя зеленью листвы, обдавал приятной прохладой. Оркестр играл. Высокая трава не мешала танцовать…

Семья Сундуковых перешла через поляну и расположилась за столиком под густым зеленым куполом.

Мать, Любовь Васильевна, стала хлопотать у самовара. Сынишка притащил еловых шишек, и синеватый дымок из самоварной трубы поплыл по лесу.

…Наливая в блюдечко чай, Николай Алексеевич сказал:

– Тише… Музыка!

Радиоузел культбазы передавал граммзапись русской песни».

Трудящиеся Сталиногорска, Кимова (так в тексте) и Епифани с не меньшим удовлетворением отдыхали в тот же день на Бобрик-горе.

Впрочем, были желающие и махнуть летом 41-го из Тулы на юг: недаром газета публикует летнее расписание пассажирских поездов до Кишинева, Баку, Тбилиси, Сочи, Севастополя…

Но для того, чтобы провести выходной с пользой, не нужно было покидать оружейной столицы. 22 июня в Тульском драмтеатре (он находился в нынешнем здании филармонии) днепропетровский украинский драматический театр им. Т. Г. Шевченко давал спектакль «Наши дни». Кинотеатр имени Бобякина (Коммунаров, теперь проспект Ленина, 17) давал фильм «Сокровище Ценского ущелья», в «Форуме» (Коммунаров, 24) шли «Брат героя» и «Заключенные», в «Спартаке» (Октябрьская, 7) – «Песнь о любви» и «Кани и Артем» по Максиму Горькому, в кинотеатре имени Степанова (Степанова, 80) давали немой фильм «Закройщик из Торжка» с Игорем Ильинским. А в парке культуры и отдыха имени О. Ю. Шмидта (ныне Белоусовский) в девять вечера 22 июня должна была состояться лекция о международном положении. Можно предположить, что она состоялась, но говорили там совсем о другом…

Одна из важных тем последнего мирного номера «Коммунара» – снабжение Тулы потребительскими товарами, которое, судя по статье, поставлено не лучшим образом: ломы зачем-то везут из Днепропетровска, ножи и вилки – из Павлова, молотки – из Москвы, а лото – из Ленинграда. Между тем все это вполне изготавливается в Туле и Калуге, которая тогда входила в состав нашей области. Статью иллюстрирует карикатура известного тульского художника Юрия Ворогушина – на крыловский сюжет о лебеде, раке и щуке. В марте 1942-го он станет сотрудником фронтовой газеты «За Родину», пройдет с ней путь от Сталинграда до Праги, нарисует освобожденную Вену.

В Туле между тем открылись курсы семеноводства и школа для матерей, состоялись всесоюзные соревнования гимнастов спортобщества «Зенит» (оно объединяло работников оборонной промышленности Советского Союза). А на областной конференции акушеров-гинекологов председателем общества избрали Веру Гумилевскую, блестящего хирурга, руководителя Тульского роддома. Совсем скоро роддом превратится в оборонительный пункт с пулеметом в слуховом окне, а родильное отделение перенесут в подвал. Здесь за дни обороны Тулы появятся на свет 459 туляков – некоторых будут принимать под артиллерийским и минометным огнем, при свечах из-за поврежденного электроснабжения. Роддом Гумилевской станет еще одной точкой сопротивления, которую немцам не удастся подавить.

 

«День 22 июня 1941 года войдет в историю как начало великой отечественной войны советского народа против фашистской Германии, которая совершила разбойничье нападение на Советский Союз. 200-миллионный советский народ, как один, подымается на борьбу против разбойников, вторгшихся в наш родной дом», – это следующий номер, первый военный, от 24 июня. Жаркую, полную праведного гнева и уверенности в победе статью, перепечатанную из «Правды», дополняют тульские рабочие хроники. «Мощным трудовым под’емом ответили оружейники на разбой подлых фашистских агрессоров», – сообщает секретарь редакции газеты «Ударник» В. Песков. То же – и на металлургическом заводе «Новая Тула», на патронном заводе: рабочие уже во вторую смену 22 июня перевыполняли норму.

Раньше обычного вышли на трудовой день 23 июня колхозники Поповского сельсовета Чернского района: «Бригадир тракторной бригады Чернской МТС т. Долгов обязался обучить девушек управлять трактором. Девушки заменяют ушедших на фронт».

Между тем в Туле принято решение о светомаскировке, чтобы не давать вражеским бомбардировщикам ориентира. Решение выполняют не все: милиция выносит штрафы по 50 и 100 рублей, а злостных нарушителей, в том числе заведующего рестораном сада ТОЗ, – к уголовной ответственности.

И все же – город старается жить и обычной жизнью. Но и в ней заметен фронтовой лейтмотив.

Андрей ЖИЗЛОВ

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий