Власть

22:21, 29 мая 2012

Закон о заказе

Рассказывать о том, почему для перспективного развития оборонно-промышленного комплекса необходим новый закон о госзаказе, пожалуй, уже ни к чему. Тема эта достаточно по­дробно освещалась как в федеральных, так и в региональных средствах массовой информации, и Государственной думой даже уже принят в первом чтении соответствующий нормативный правовой акт. Вот только, похоже, прежде чем он обретет-таки статус закона, будет сломано не одно копье.

Открывая вчера в Тульском музее оружия парламентские слушания по проекту документа, регламентирующего нормы формирования, размещения, утверждения и исполнения гособоронзаказа, председатель парламентского Комитета по обороне Владимир Комоедов сразу предупредил: сложных вопросов и спорных моментов еще очень много. После принятия документа в первом чтении была создана рабочая группа, как конкретизировавшая отдельные положения проекта и его основные понятия, так и предлагающая совершенно новые статьи.

– Нам нужно уяснить разумность положений и новаций законопроекта, – подчеркнул он, приветствуя участников слушаний. – Только посоветовавшись и обсудив его с вами, уважаемые оборонщики, мы сможем с чистым сердцем принимать закон, который будет многие годы определять правовые отношения в сфере оборонного производства.

Тулякам действительно есть что сказать по заявленной теме: недостатки существующей системы обсуждаются на всех мероприятиях, так или иначе затрагивающих судьбу ОПК. Проблем здесь предостаточно – взять тот же «повисший» венесуэльский контракт, упомянутый губернатором Владимиром Груздевым в выступлении перед законотворцами, представителями Правительства РФ и руководителями предприятий. Есть, по словам главы региона, у нас и вполне четкие представления о том, как в идеале должна работать система взаимоотношений между заказчиком и исполнителем, какие механизмы необходимо изменить и модернизировать.

– В принципе, мы понимаем, в каком направлении нужно двигаться, и готовы к конструктивному диалогу, – отметил Владимир Груздев. – Но мы должны четко представлять, что и как будет работать. Наша оборонка во многом служит локомотивом развития гражданских, смежных отраслей. И безусловно, четкость, понятность и стабильность выполнения гособоронзаказа позволит нашим оружейникам планировать в том числе и научные исследования. Сами понимаете, требования государства повышаются, и мы должны им соответствовать. Но для этого нужен план.

В общем, нельзя сказать, что такого плана на слушаниях так никто и не услышал: после доработки проект закона предусматривает и достаточно серьезную практику мониторинга и контроля, ужесточение ответственности – вплоть до уголовной – за неисполнение и срыв сроков размещения заказа и даже вводит ряд принципиально новых понятий – таких, как приобретение военной и специальной техники. Однако у каждого оратора было что добавить к плодам труда депутатов Госдумы.

Обобщая, можно выделить три сложных момента: качество производимых вооружений, система ценообразования и сроки размещения заказа. Хотя и здесь все взаимосвязано.
Так, в частности, генеральный директор ОАО «Тулаточмаш»  Владимир Филиппов уже ничего, кроме ясности,  не просил.

– Мы не требуем: покупайте то, что мы производим, – скажите точно, что  вам нужно, – сказал он. – Кроме того, о каком качестве может идти речь, когда заказ размещается в мае, а исполнить его требуется в ноябре.

У тульских оборонщиков накипело: Филиппов от имени союза машиностроителей говорил подробно и очень эмоционально. Впрочем, будешь тут эмоциональным, если из уже сформированного заказа каким-то непонятным образом порой вычеркиваются целые позиции, – а предприятия уже и кредитов набрали, и людей пригласили, и технику закупили. А ведь речь идет о серьезных суммах.

Выступавшие следом соглашались: новый закон должен учитывать интересы обеих сторон – заказчика и исполнителя.  Осталось лишь решить, менять ли сложившуюся практику полностью или сосредоточиться на ликвидации «дыр» в уже существующей системе.

Вот первый заместитель председателя Военно-про­мышленной ко­миссии при Правительстве РФ Юрий Борисов уверен, что можно отладить имеющийся механизм. На самом деле формирование и утверждение заказа заканчивается до новогодних праздников, но после Рождества... весь процесс согласований идет по второму кругу.

– Такое ощущение, что заказчики выходят с каникул и начисто обо всем забывают, – возмущался он.

Борисов указал также на невозможность жесткого ценообразования в оборонке. Фиксированную стоимость, регулирующуюся посредством индекс-дефлятора, корректно применять только к уже готовым образцам, для научно-исследовательской деятельности этот принцип не подходит. Обобщение здесь чревато системными ошибками и финансированием никому не нужных разработок, что уже случалось.

По мнению Юрия Ивановича, новый документ должен учитывать эти нюансы, быть может, предусмотрев применение принципа возмещения издержек или установления лимитной цены контракта.

А вот аудитор Счетной палаты РФ Александр Пискунов убежден, что порядок в системе государственного оборонного заказа вполне можно навести, «включив управление активами».

– Тогда мы увидим, как на всех этапах работает каждый бюджетный рубль, – заметил он.
По мнению аудитора, нужно грамотно расставлять приоритеты. В частности, определиться с ожидаемым результатом уже в диалоге заказчика и исполнителей: либо это минимизация цены, либо – достижение стратегических целей. Пока нет консенсуса, не будет и порядка.

Путей здесь может быть несколько – от предложенной Борисовым оптимизации уже имеющегося до разделения балансов бюджета и размещения заказа. Главное – новая система должна быть гибкой и способной к эффективному управлению процессом.

– Мы можем увидеть наш государственный оборонный заказ таким, каков он есть на самом деле, – резюмировал Александр Пискунов. – Вот только готовы ли мы к этому?..
В целом дискуссия на парламентских слушаниях получилась весьма любопытной, даже на взгляд непрофессионала. Возможно, какие-то из высказанных идей  найдут отражение в новом законе.

А состоявшийся по завершении обсуждения визит на промплощадки Туламашзавода и «Щегловского вала» помог депутатам Госдумы составить более конкретные представления о возможностях предприятий ОПК и их потребностях.

Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ
Фото Андрея ЛЫЖЕНКОВА

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий