Власть

09:00, 17 апреля 2015

Каждому врачу – по калачу

 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Штатное расписание во многих лечебных учреждениях напоминает тришкин кафтан: только в одном месте залатаешь, в другом порвется… Почему это до сих пор так, если здравоохранение, в отличие от других отраслей, занимается привлечением специалистов системно?


Программа «Развитие кадровых ресурсов государственных учреждений здравоохранения Тульской области на 2013–2017 годы» с общим объемом финансирования свыше 1 миллиарда руб­лей, а также увесистый список дополнительных мер социальной поддержки обещали за пятилетие в целом насытить ЛПУ персоналом. Преференций много, каждому врачу – по калачу. И тем не менее среднестатистическому пациенту до сих пор кажется, что специалистов в поликлиниках не хватает, – вот основные темы беседы с министром здравоохранения правительства Тульской области Ольгой АВАНЕСЯН.
– Ольга Александровна, кадровая программа – банк бонусов для вновь прибывающих в региональное здравоохранение медиков – работает уже третий год. А федеральная программа «Земский доктор» – четвертый. Можно ли сегодня подвести промежуточные итоги?
– Статистика – вещь упрямая, а она говорит, что программа развития кадровых ресурсов государственных учреждений здравоохранения реализуется по нарастающей. Врачей и средних медработников в каждом новом году прибывает в область все больше. В 2012-м в больницы и поликлиники трудоустроились всего 87 докторов. В год старта программы, то есть в 2013-м, к нам пришли уже 209 врачей, в том числе 155 молодых специалистов. А в 2014 году в государственные учреждения здравоохранения трудоустроились 273 врача: 151 молодой специалист, 68 докторов приехали к нам из других регионов России, 22 можно отнести к трудовым мигрантам и 32 человека прибыли из Украины по всем известным причинам. Но даже такого темпа наращивания кадрового потенциала, к сожалению, недостаточно. В этом году мы просто обязаны получить еще более впечатляющий результат. Ведь для выполнения «дорожной карты» нам необходимо привлечь на работу не менее 270 специалистов.
– Чтобы просто заменить уходящих? Получается, что кадровая «маржа» – примерно три специалиста за год…
– Я не собираюсь скрывать, что проблемы кадрового дефицита в государственных учреждениях здравоохранения до сих пор стоят весьма остро. До самого последнего времени никаких серьезных мер по привлечению в отрасль молодой смены не принималось. А это было необходимо. Ведь сколько бы мы ни пеняли на московские клиники, переманивающие наших людей высокими зарплатами, и соперничающий с государственным здравоохранением частный сектор, корень зла не в этом. Он в естественном старении имеющихся врачебных кадров: 44 процента докторов, работающих в ЛПУ области, пенсионного возраста. А по некоторым учреждениям этот процент еще выше: в Веневской ЦРБ – 70 процентов пенсионеров, в Донской городской больнице – 64 процента, в Чернской ЦРБ – 77 процентов. Говорю об этом с чувством глубочайшего уважения к людям, не оставляющим своего поста под давлением возраста и болезней. Именно они держат здравоохранение на своих плечах. Врачевание – занятие особое, во многих случаях тут гораздо важнее опыт, чем способность упасть и отжаться. Но ведь бесконечно эти люди работать не могут! Год, два, пусть три – и они уйдут! Массовым, как вы понимаете из статистики, образом. И те меры социальной поддержки, которые действуют сейчас в отношении молодых специалистов, призваны сработать на опережение. То есть насытить отрасль кадрами мы должны уже сегодня, а вернее – еще вчера. К 2017 году планируется достичь показателей обеспеченности на 10 тысяч населения врачами – 30, средним медперсоналом – 100,9. Мы очень стараемся. Программа развития кадровых ресурсов государственных учреждений здравоохранения состоит из нескольких направлений, но упор делается на самые дефицитные специальности.
– В этом году в документ внесены некоторые изменения, какие и почему?
– Программа развития кадровых ресурсов не мемориал, а живой организм, она изменяется, дополняется в зависимости от ситуации. Так было уже на второй год ее реализации, в 2014-м. Поначалу врач, получая единовременную выплату от 500 до 800 тысяч рублей, подписывал трудовой договор на 10 лет. Но оказалось, что такой срок кажется молодым людям совершенно необозримым, психологически он воспринимался с трудом. Хотя мы не привязывали человека ни к конкретному лечебному учреждению, ни к конкретному месту работы. Речь шла о том, что весь этот срок врач должен трудиться в государственных учреждениях здравоохранения, и только. Он мог стать участником программы как педиатр в Черни, а за десять лет дорасти до главного врача областной детской больницы. Но психологический фактор со счета не сбросишь, и в прошлом году мы заключали договоры уже на пять лет. С января текущего года расширен перечень востребованных специальностей, в него теперь вошли врач скорой медицинской помощи, врач по рентгеноэндоваскулярным диагностике и лечению и операционная медсестра.
– Ходили слухи, что грядут изменения в программе совершенно иного рода. Вроде бы единовременные выплаты разрешат тратить только целевым способом – на приобретение жилья.
– В конце прошлого года такая тема действительно прозвучала на встрече губернатора Владимира Сергеевича Груздева с коллективом одной из больниц. Опрос, проведенный среди получивших социальные выплаты специалистов, показал: только 28,4 процента использовали полученные деньги для решения вопросов, связанных с приобретением жилья. Чуть больше 7 процентов вложили их в ремонт того жилья, которое уже имелось. Остальные использовали полученные средства для других нужд: приобрели автомобили, например, что тоже неплохо. Таким образом, если бы было принято решение о целевом назначении выплат, мог возникнуть риск потерять определенную часть молодых специалистов – тех, для кого квартирный вопрос не актуален. И мы все оставили, как было. Тем более что, согласно тому же опросу, многие трудоустраивались, как раз рассчитывая потратить деньги по собственному усмотрению. А сама возможность получить указанные выплаты стала главным аргументом при принятии решения прийти на работу в государственные учреждения здравоохранения у 46 процентов опрошенных.
– Программа «Земский доктор» с самого начала была популярной как в нашей области, так и в целом в стране. В связи с экономическим кризисом ее случайно не прикрыли?
– Напротив! Законодательство изменено так, что участвовать в программе смогут теперь доктора не до 35, а до 45 лет. Это очень важно и, я думаю, не замедлит дать результат. Программа является федеральной только наполовину, в том смысле, что из 1 миллиона единовременной выплаты 500 тысяч покрывает Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а оставшиеся 500 тысяч ложатся на областной бюджет. Поскольку желающих участвовать в программе теперь будет гораздо больше, объем средств, предусмотренных для компенсационных выплат в Тульской области, пре­дусмотрен на 40 человек. Тогда как ранее средства планировались на 21 человека ежегодно. В 2013 году 35 врачей приступили к работе в селе, в 2014 – 39. Положение вещей уже улучшилось. Показатель обеспеченности врачами сельского населения увеличился с 6,6 в 2012 году до 8,9 в 2014-м.
– Популярность «Земского доктора» неудивительна: за миллион рублей в глубинке можно купить нормальную квартиру. Но вам не кажется, что принципы социальной справедливости в медицинской среде иногда нарушаются? Кто-то вынужден покупать себе жилье, а кто-то его получает.
– Кто может и хочет приобрести жилье, приобретает его в собственность. Все остальное – жилье служебное, им невозможно распорядиться. Муниципальные образования, заинтересованные во врачебных кадрах, небезразлично относятся к этому вопросу. В Новомосковске квартиры врачам выделяются, как правило, незамедлительно. Всего в прошлом году муниципалитеты предоставили медицинским работникам 34 жилых помещения.
В 2014 году из бюджета Тульской области было выделено 25 миллионов рублей для формирования фонда служебного жилья для врачей. Уже приобретены 4 квартиры в Богородицке, 1 в Черни, 6 квартир в Веневе. Сейчас прорабатывается вопрос о покупке квартир в Узловой.
Кроме того, программой пре­дусмотрена компенсация найма съемного жилья до 10 тысяч руб­лей в месяц, чем уже успели воспользоваться больше 55 человек. Помимо этого, министерством здравоохранения и Региональным фондом развития жилищного строительства и ипотечного кредитования разработаны и реализуются две программы льготного ипотечного кредитования медицинских работников – «Доступное жилье», где заем для приобретения квартир выдается  с начала 2015-го под 11 процентов годовых, и «Свой дом» со ставкой всего 7 процентов для индивидуального жилищного строительства. Уже выдано 27 зай­мов на сумму более 35 миллионов рублей.
– Ольга Александровна, программа «Сельский фельдшер» – региональный аналог «Земского доктора» – оказалась не слишком эффективной. Вы анализировали почему?
– Желающих работать в глубинке действительно немного… Хотя компенсационная выплата в 350 тысяч рублей в условиях села даже сейчас выглядит вполне прилично.
Здесь нельзя не упомянуть и такое направление кадровой программы, как приобретение автомобилей с повышенной проходимостью для фельдшеров фельдшерских пунктов. Ежегодно панировалось закупать 15 таких машин. В 2013 году было приобретено всего 6 автомобилей для молодых специалистов-фельдшеров: мы просто не могли найти желающих сесть за руль. Но сейчас ситуация изменилась: многие специально учатся вождению. В 2014 году действие программы было распространено и на фельдшеров, уже имеющих стаж работы, а не только на молодых специалистов. В результате приобретено 23 автомобиля с повышенной проходимостью. Собраны заявки и на следующий год, около двух десятков человек готовы колесить по сельским дорогам. Пока неясно, сколько автомобилей мы сможем купить, сделать это придется из средств, сэкономленных на аукционах, а они еще не прошли. Но что данное направление программы не будет свернуто, это точно.
– И зарплата медицинских работников будет расти?
– Майские указы президента никто не отменял. Но надо быть реалистами, экономический кризис не сказаться не мог. Сейчас заработная плата и у старшего, и у среднего медперсонала остается на уровне конца прошлого года. Однако признаки финансовой стабилизации уже наметились. Значит, скоро появятся возможности для роста.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий