Рекламный баннер.

Власть

13:55, 28 февраля 2018

Кто защитит инвестора

Кто защитит инвестора
 Арсений АБУШОВ
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

На совещании по вопросам защиты прав инвесторов Тульскую область назвали лидером реформирования контрольно-надзорной деятельности в стране. Мероприятие под председательством Генерального прокурора РФ Юрия Чайки прошло в Туле.

Лучший показатель
– Мы понимаем: чтобы бизнес инвестировал, для него должны быть созданы комфортные условия, он должен чувствовать себя защищенным. Эта работа проводится правительством региона совместно с прокуратурой, контрольно-надзорными органами и уполномоченным по защите прав предпринимателей на системной основе. Результаты есть: Тульская область второй год подряд занимает 4-ю строчку На­цио­наль­ного рейтинга инвестпривлекательности АСИ. Мы показали позитивную динамику в проведении реформы контрольно-надзорной деятельности. Ориентация на профилактику правонарушений позволила более чем на 39 процентов сократить за прошедшие два года общее число проверок, а внеплановых – на 44. Это одни из лучших показателей в России, – отметил в приветственном слове Алексей Дюмин.
Существенный прогресс в Тульской области в ходе реформы отмечали многие участники совещания. В том числе и министр РФ Михаил Абызов, который подчеркнул, что немало практик, которые реализуют в нашем регионе, правительство страны «ставит другим в пример».
Однако, несмотря на успехи, Алексей Дюмин согласился, что бизнес все еще сталкивается и с административным давлением, и с излишними проверками вкупе с избыточными требованиями – проблемами, актуальными для всей страны. Так, из 25 тысяч внеплановых выездных проверок, проведенных в пяти федеральных округах в минувшем году, почти половина была отклонена прокуратурой в связи с отсутствием обоснования.
– Практика прокурорского надзора также свидетельствует о фактах ненадлежащего правового регулирования органов власти и частных инвесторов; несвоевременной оплаты заказчиками выполненных государственных и муниципальных контрактов; нарушения сроков рассмотрения инвестиционных контрактов. В последние годы прокуроры нередко вынуждены реагировать и на затягивание предоставления мер господдержки инвесторам, – дополнил общероссийскую картину генеральный прокурор Юрий Чайка.

Персональная ответственность
При этом, по его словам, не все прокуроры полноценно выполняют свои обязанности. Он указал и на прецеденты необоснованного возбуждения уголовных дел, и даже усмотрел в работе некоторых подчиненных негласное применение презумпции вины бизнеса.
– Коллеги, так дело не пойдет. Мы намерены установить персональную ответственность прокуроров за просчеты в организации надзорной деятельности, – предупредил подчиненных по всей стране Юрий Чайка.
От прокуроров он также потребовал пристальнее следить за органами расследования, включая и дознание, и следствие.
– Если мы поставим барьеры для незаконного возбуждения уголовных дел, незаконного преследования бизнес-сообщества, – все это позитивно скажется на инвестиционном климате в стране, – заключил Чайка.
Впрочем, участники совещания сошлись во мнении, что успех реформы госконтроля во многом определяет работа на местах, вовлеченность и постоянное личное участие руководителей регионов.
– Именно на своих территориях предприниматели в первую очередь сталкиваются с надзором. И от качества взаимодействия зависят состояние инвестиционного климата, уровень деловой активности и степень доверия бизнеса к власти, – подытожил Михаил Абызов.
В свою очередь, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров обратил внимание участников совещания на то, что их общая задача – создать прозрачный механизм преференций и процедур правовой защиты инвесторов.
– В субъектах насчитывается более 150 индустриальных парков и промышленных технопарков. Их резиденты инвестируют в новые производства, пользуясь набором налоговых и имущественных льгот. Преференциальные режимы также предусмотрены для предпринимателей, которые реализуют свои проекты в особых экономических зонах промышленного типа и на территориях опережающего развития. Важнейшим инструментом создания стабильных условий уже стали специальные инвестиционные контракты. Через этот механизм государство и бизнес обмениваются юридически закрепленными, долгосрочными гарантиями. В целом сегодня на промышленное развитие в стране на федеральном и ре­гио­наль­ном уровне нацелено свыше 600 мер поддержки, – перечислил Мантуров.
Помощи вроде бы и много, но, во-первых, знают ли о ней сами предприниматели, а во-вторых, своевременно ли доходят сведения до ре­гио­наль­ных властей? Алексей Дюмин, например, настаивает на необходимости качественной синхронизации ре­гио­наль­ного законодательства с изменениями, которые происходят на федеральном уровне.

Цифровой контроль
– Часто предприниматели страдают от правовых недоработок в нормативном регулировании на местах. Общаясь с бизнесом, мы получаем информацию о недостаточно эффективных инструментах гос­поддержки, а порой и вовсе о барьерах для ее оказания. Зачастую компании не знают о мерах господдержки, что также является недоработкой органов, которые ее оказывают. Имеет место несвоевременное исполнение обязательств перед инвесторами ре­гио­наль­ными и муниципальными органами власти.
Впрочем, реформа конт­роль­но-надзорной деятельности заявлена до 2025 года. И в высших эшелонах власти знают, к каким идеалам стремятся. Государственный контроль будущего, по словам Михаила Абызова, – дистанционный, «который осуществляется на основании индикаторов и профилей риска, с использованием датчиков, телеметрии, технологий искусственного интеллекта, автоматики, больших данных, технологий сквозного слежения за качеством товаров и масштабного вовлечения граждан в выявление нарушений через специальные приложения».
– Безусловным приоритетом должна стать цифровизация государственного контроля, создание единого электронного информационного окна взаимодействия проверяющих и проверяемых вне зависимости от того, о каком уровне контроля идет речь – федеральном, ре­гио­наль­ном или муниципальном. Это еще более актуально в свете стратегических инициатив президента Владимира Путина по построению цифровой экономики в РФ. Считаю, что Генеральная прокуратура может и должна стать одним из лидеров по этому направлению, продолжая совершенствовать единый реестр проверок, в том числе внося в него информацию об административных расследованиях, рейдовых осмотрах, контрольных закупках и иных видах контроля, а не только о проверках, – подчеркнул Абызов.
Он также указал на необходимость применения так называемого соразмерного наказания с учетом потенциальных угроз и реальных финансовых возможностей проверяемого.
По итогам совещания было решено принять дополнительные меры по организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов инвестиционной деятельности. Прокурорам поручено незамедлительно реагировать на принятие незаконных нормативных актов, продолжить надзорное сопровождение мероприятий по созданию инфраструктуры ТОСЭР, проверять законность использования средств, предотвращать факты коррупции, держать на контроле платежи по государственным и муниципальным контрактам. Все это, по мнению Юрия Чайки, окажет позитивное влияние на инвестиционный климат в стране.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему