Власть

09:00, 20 февраля 2015

«Лайнам» закон не писан?

«Лайнам» закон не писан?
 Юлия ГРЕЧЕНКОВА
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ,
        Геннадий ПОЛЯКОВ

Водители автолайнов в Туле продолжают работать без договора с администрацией и боятся только гаишников, да и тех скорее машинально. У региональных властей нет пока приема против нелегальных перевозчиков.

Убытки и травмы

В прошлом году водители-коммерсанты «отщипнули» внушительный кусок областного бюджета. Убытки, которые несут из-за них транспортные компании, трудящиеся на законных основаниях, возмещает региональная казна. По причине того что работа «нелегалов» никак не регламентирована, они выходят на маршрут в так называемые часы пик, забирая себе всю выручку. При этом муниципальный транспорт, исправно ходящий по графику, буквально возит воздух.
Ущерб, нанесенный бюджету теневым извозом в прошлом году, составил более 700 миллионов рублей.
По словам начальника Управления ГИБДД УМВД России по Тульской области Михаила Есакова, в общей сложности за 2014 год на территории нашего региона случилось 208 аварий с участием автобусов, погибли 23 человека и 305 – получили увечья. За разного рода нарушения были задержаны 92 водителя маршрутных такси. Только за первый месяц текущего года поймано уже восемь недобросовестных шоферов, зарегистрировано 13 автокатастроф, что не позволяет говорить о положительной динамике.
Всего несколько дней назад пострадала в аварии пассажирка автолайна – беременная женщина. Маршрутное такси врезалось в припаркованную на обочине недалеко от Ясной Поляны машину. Причина банальна: водитель отвлекся, пересчитывая мелочь, которую ему передали за проезд.
– Нарушений наверняка было бы меньше в случае централизованного выпуска «лайнов» на маршрут и обязательного медосмотра сотрудников, – считает Есаков.
В случае с попавшей в аварию девушкой на сносях, как и в аналогичных, когда вина водителя налицо, отвертеться сложно. Чаще же привлечь перевозчиков к ответственности не удается: пойманные на «горячем», они умудряются извернуться и выйти сухими из воды. Так, по словам сотрудников ГИБДД, бесполезно предъявлять претензии вышедшему на маршрут без лицензии. Тут же оказывается, что шофер никуда не собирался ехать, а люди в салоне – его товарищи.

У семи нянек…
На недавнем заседании комитета Тульской областной Думы по строительству, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству обсуждали борьбу с нелегальными перевозчиками.
Директор регионального департамента транспорта Светлана Воскресенская констатировала, что регулирование пассажирских перевозок входит в полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления, однако в реальности действенного механизма воздействия у них сейчас нет.
– Также следить за работой маршрутных такси должны полиция, ГИБДД и УГАДН (Управление государственного автодорожного надзора. – Прим. ред.), – уточнила Воскресенская. – На деле же штрафы, которые могут наложить ведомства, почти неощутимы, ввиду того что санкция даже в несколько десятков тысяч рублей – меньше суточной выручки одной маршрутки. Кроме того, привлечь к ответственности перевозчиков не так просто, ведь в связи с реорганизацией УТИС оказались недействительными все заключенные ранее договоры с водителями. Новый тендер был объявлен 21 января, прием заявок на участие подошел к концу как раз сегодня. Победителей аукциона определят в конце месяца, и тогда ситуация в какой-то мере нормализуется.

Штрафные меры

– А пока выход остается только один, – считает депутат областной Думы Александр Рем. – Проводить рейды не время от времени, а постоянно и всякий раз нещадно штрафовать нарушителей – за отсутствие лицензии, технические неисправности автомобиля, перегруз и нарушения правил дорожного движения и перевозки пассажиров, которые «лайнщики» допускают сплошь и рядом.
В конце концов, за рулем маршрутных такси сидят обычные люди, которым надо работать и кормить свои семьи. Возможно, им надоест постоянный контроль, и они предпочтут выйти из тени.
Разрешение ситуаций возможно в том случае, если тульские власти получат больше полномочий для отладки процесса пассажирских перевозок. Есть вероятность, что эта перспектива перестает казаться фантастической, ведь в этом году наша область вошла в пилотный проект, предусматривающий передачу региону с федерального уровня ряда контрольно-надзорных полномочий, в том числе и в сфере общественного транспорта.
Пока же депутаты регионального парламента попросили представителей надзорных ведомств вносить предложения по корректировке действующего законодательства в сфере пассажирских перевозок. Обсуждение транспортных проблем продолжится на очередном заседании областной Думы.