Рекламный баннер.

Власть

09:00, 02 декабря 2016

Оксана ДУБРОВИНА: Центр организации закупок – это большая фабрика

Оксана ДУБРОВИНА: Центр организации закупок –  это большая фабрика
Коррупционным рискам в сфере размещения государственного и муниципального заказа не место.

 Сергей АЛЕКСАНДРОВ
 Сергей КИРЕЕВ

О том, какой заслон выставлен «ловкачам от закупок» в Тульской области, в интервью нашему изданию подробно рассказала заместитель министра – директор департамента общегосударственных вопросов и регулирования контрактной системы регионального министерства финансов Оксана Дубровина.
– Оксана Анатольевна, почему в Тульской области вопросами борьбы с коррупционными рисками в сфере закупок занимается именно министерство финансов?
– Минфин региона является органом, ответственным за регулирование контрактной системы. В его составе есть отдельный департамент, который обеспечивает работу в данном направлении. Это позволяет эффективно осуществлять анализ прохождения всего денежного потока – от этапа разработки бюджета до исполнения госконтракта. Что касается борьбы с коррупционными рисками в сфере закупок, то здесь перед министерством стоит задача обеспечить в регионе максимально прозрачную реализацию Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обес­печения государственных и муниципальных нужд». 
– При проведении закупок есть критичные моменты?
– На отдельных стадиях закупочного цикла потенциально возможно возникновение коррупционных отношений. Например, под особым надзором находится стадия разработки закупочной документации. Итогом недобросовестных действий может стать «заточенность» технического задания и условий контракта под конкретного поставщика, которого заказчик хотел бы видеть в качестве победителя.
Определенные риски могут иметь место в период рассмотрения и оценки комиссиями заявок участников закупок – в их руках отклонение или допуск участников к торгам.
– Как решаются эти проблемы? Какие инструменты используются?
– Для повышения качества документаций о закупках и для уменьшения рисков коррупциогенных действий заказчика на этапе подготовки закупки было создано государственное казенное учреждение Тульской области «Центр организации закупок». Ему переданы полномочия по определению поставщиков для 230 заказчиков Тульской области и, в случаях размещения закупок на трансферты регионального бюджета, для 1368 муниципальных заказчиков.
Заказчики готовят проект контракта, техническое задание, расчет и обоснование начальной цены и отправляют их в Центр организации закупок. Там поступившая документация проверяется на наличие потенциально коррупциогенных факторов: установление избыточных требований к характеристикам, ограничение сроков исполнения, формирование преимуществ для конкретного поставщика. Также ведется мониторинг ценообразования для выявления завышенных начальных цен.
Образно говоря, Центр организации закупок – это большая фабрика, на которой конвейерным способом формируется документация о закупках, размещаются закупки, подводятся их результаты. Сотрудники Центра организации закупок независимы, никак не связаны ни с заказчиками, ни с поставщиками.
– И каковы результаты?
– Например, в 2015 году через центр областными заказчиками было размещено более 6500 закупок на 13,5 миллиарда рублей. Деятельность центра за счет анализа цены, доработки технических заданий и повышения конкуренции дала экономию в размере 1,4 миллиарда рублей. Это 10 процентов от размещенных процедур. По предварительным данным, в 2016 году ожидаются аналогичные результаты.
– Заказчики теперь не могут сами заключать контракты и объявлять торги?
– Могут. Заказчики самостоятельно осуществляют подготовку торгов на суммы до 100 тысяч руб­лей, а также проводят закупки у единственного поставщика, предусмотренные статьей 93 Закона о контрактной системе.
Для обеспечения прозрачности ценообразования при заключении таких контрактов у нас действует электронный сервис «Запрос цен для закупок малого объема». В свободный доступ представляются сведения о проекте контракта и техническом задании. Потенциальные поставщики могут дать свои ценовые предложения. Заказчик может заключить прямой договор с любым поставщиком по своему выбору, но по наименьшей из предложенных цен.
– Какой механизм закупок реализован у муниципальных заказчиков?
– С учетом эффективности механизма централизации, администрации районов и городских округов пошли по аналогичному пути. Все закупки на средства, которые поступают в местные бюджеты из областного бюджета, размещаются через Центр организации закупок. Для муниципальных заказчиков на средства трансфертов центр разместил более тысячи закупок на сумму 5,48 миллиарда рублей. Экономия на торгах составила 132,8 миллиона рублей (2,4%).
Самостоятельно в районах осуществляются закупки горюче-смазочных материалов, продуктов питания. Также муниципальные заказчики сами проводят котировки – это специфический вид закупок, ограниченный стоимостью и общим объемом средств, которые можно разместить.
– А есть какие-то региональные особенности, находки?
–  В качестве особенности нашего региона можно назвать практику проведения совместных электронных аукционов и конкурсов.
В их рамках идентичные закупки: лекарства, изделия медицинского назначения, компьютерная техника и многое другое – разных заказчиков объединяют в одну процедуру определения поставщика, по итогам которой подписывается множество контрактов.
Совместные торги обеспечивают минимальную коррупциогенность и абсолютную прозрачность закупок. Кроме того, для заказчиков появляется возможность закупить товар по крупнооптовым ценам.
– Ограничены чем-либо заказчики при формировании своих технических заданий? Например, что мешает заказчику купить дорогостоящий телефон для руководителя?
– Для этого существует нормирование, введенное законом о контрактной системе и направленное на исключение закупки товаров, работ и услуг с избыточными потребительскими свойствами, предметов роскоши.
Региональным правительством приняты акты, устанавливающие и регулирующие вопросы нормирования закупок для заказчиков Тульской области. Установлен обязательный перечень товаров, работ и услуг, в отношении которых устанавливаются предельные цены. Это автотранспорт, офисная и компьютерная техника, средства и услуги связи, мебель, моторное топливо, канцелярская бумага.
Возвращаясь к вашем вопросу – заказчики не имеют права купить для руководителя телефон дороже 15 тысяч рублей.
– Может ли обычный человек «с улицы» получить доступ к сведениям о закупках?
– В нашей региональной информационной системе в сфере закупок запущены сервисы «План-график закупок» и «Объявленные закупки». Любой человек может увидеть, какие закупки планируются государственными заказчиками, что именно хотят они приобрести, на каких условиях и по какой цене. Достаточно зайти по адресу zakupki.tularegion.ru.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий