Власть

09:00, 18 декабря 2015

Парламентские итоги

Парламентские итоги
 Алексей ШЕРШНЕВ
 Елена КУЗНЕЦОВА

По традиции в конце года председатель областной Думы Сергей Харитонов провел пресс-конференцию для СМИ региона, на которой рассказал об итогах работы. Так, по словам спикера, с начала деятельности парламента 6-го созыва принято 218 законов области, из них базовых – 30.

Прежде всего – это, конечно, законы о бюджете на текущий год, на следующий год и на плановый период, отметил во вступительном слове Сергей Алексеевич. И подчеркнул: есть основания надеяться на то, что областная казна будет пополняться более интенсивно. Теме экономики была посвящена значительная часть общения с журналистами.
– Исходя из нынешней ситуации можно ли считать наш основной финансовый закон на 2016 год оптимальным?
– Хоть раз было, чтоб кто-нибудь говорил, что бюджет у нас легкий? Он нормальный, выверенный и абсолютно соответствует экономическим реалиям. Доходы на следующий год утверждены в объеме 59,7 миллиарда руб­лей, расходы предусматриваются в объеме 63,2 миллиарда рублей.
– Как вы оцениваете прогнозирование бюджета на три года? И насколько изменится госдолг региона?
– Некоторые наши коллеги призывали отказаться от трехлетнего планирования, и такая возможность предусмотрена российским законодательством, но мы на это не пошли. Трехлетка – не догма, но именно этот метод на данный момент позволяет сохранить преемственность и предсказуемость бюджетной и налоговой политики, обеспечить правовую основу для заключения многолетних государственных контрактов.
Прогнозный бюджет на данный период оптимистичен. По уровню собственных доходов наблюдается стабильный рост с 47,7 миллиарда рублей в 2015 году до 57,2 в 2018-м.
Объем государственного долга по состоянию на 1 ноября 2015 года равен 15,9 миллиарда рублей. На 2016 год запланировано увеличение до 19 миллиардов, что будет составлять 35 процентов собственных доходов. При этом его величина останется на экономически безопасном уровне.
– По каким статьям вырастут расходы по сравнению с бюджетом уходящего года, а по каким затраты уменьшились?
– По основным направлениям социальной отрасли сокращений не произошло.
Приведу лишь несколько примеров финансирования в сравнении с 2015 годом. Так, субсидии муниципальным образованиям на укрепление материально-технической базы школ увеличатся в 6 раз. Для оказания гражданам высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, пре­дусматриваются средства, в 1,7 раза превышающие существующий сейчас показатель. На обеспечение работы службы скорой помощи в 2016 году выделим денег в 2,8 раза больше, чем в этом. Вырастут затраты на проведение оздоровительной кампании детей.
Кроме того, до 11 тысяч рублей повысится минимальная заработная плата работников учреждений бюджетной сферы.
На реализацию проекта «Народный бюджет» в 2016 году будет направлен 1 миллиард рублей, что в 3,5 раза больше, чем в 2015-м.
– В этом году парламент принял поправки в Закон «О статусе депутата», в котором оговорено еще одно основание для лишения народного избранника мандата. С чем связано это нововведение?
– Да, мы пошли на беспрецедентные меры. И они оправданны, если придерживаться принципа, что при наведении порядка нужно начинать с себя.
Так вот, в соответствии с федеральной политикой противодействия коррупции продолжается совершенствование областного законодательства. Теперь одним из оснований для досрочного прекращения депутатских полномочий является непредставление или несвоевременное представление сведений о своих доходах, расходах и имуществе, а также аналогичных данных о членах семьи.
Второй существенный момент – зафиксирована обязанность депутата сообщать о возникновении у него личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая может привести к конфликту интересов.
В развитие этой нормы нами было утверждено соответствующее положение о том, в каком порядке парламентарии должны сообщать и обосновывать такую информацию.
Придя во власть, будь любезен соблюдать законы, если нарушил, то судьба одна – отстранение от должности.
– Облдума внесла изменения в закон о предоставлении льгот по оплате жилья инвалидам. С чем связана необходимость поправок?
– Компенсация платы за наем государственных и муниципальных жилых помещений, а проще говоря – квартплаты, в размере 50 процентов была установлена для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, федеральным законодательством в 1995 году. В последующее время в нашем регионе за счет внутренних ресурсов, то есть за деньги бюджета области, аналогичные льготы предоставлялись на оплату и приватизированных квартир.
Но сейчас в соответствии с общими принципами, заложенными федеральным законодательством, бремя ответственности за свое имущество, расходы на содержание и ремонт собственности несет владелец помещения. В связи с этим из областного закона была исключена норма, дополняющая федеральные меры социальной поддержки.
При этом компенсация платы за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию и другие коммунальные услуги с учетом так называемых расходов на общедомовые нужды предоставляется инвалидам независимо от вида жилищного фонда в полном объеме.
– В этом году статус чернобыльской зоны удалось отстоять. Льготы предоставляются более чем 600 тысячам жителей области. Какие возможны изменения по этой теме в ближайшем будущем?
– Позицию туляков, жителей других регионов, получивших свою «порцию радиации» вследствие аварии на ЧАЭС, услышали на федеральном уровне.
С учетом результатов проведенной весной этого года проверки почвы, воды и воздуха постановлением Правительства РФ утвержден новый перечень загрязненных населенных пунктов.
Подчеркну, что пособия и компенсации, назначенные до 1 июля 2016-го, будут выплачиваться на прежних условиях и без изменений. Жители области, уже получающие «чернобыльские» льготы, и те, у которых возникнет право на это до указанной даты, будут их получать в полном объеме независимо от срока проживания или работы на загрязненных территориях.
И все корректировки, предусмотренные проектом федерального закона, начнут применяться только после 1 июля 2016 года. Например, вводятся принцип адресности и так называемый ценз оседлости, определяются условия предоставления мер соцподдержки в зависимости от накопленного вреда здоровью, полученного вследствие длительности проживания на загрязненной территории.
Такой подход является справедливым и обоснованным, а также позволит исключить бесконтрольную регистрацию в чернобыльских зонах.
– Какие профессии, на ваш взгляд, будут востребованы в городе оружейников через 5–6 лет? Какое образование станет считаться престижным?
– Тульская область – регион с высокой концентрацией промышленных предприятий, в том числе оборонно-промышленного комплекса.
Поэтому в области всегда останутся востребованными квалифицированные рабочие кадры, специалисты среднего звена и с высшим образованием для металлургии, машиностроения, металлообработки, энергетики, машиностроения, электротехники, изготовления электронного и оптического оборудования.
Есть потребность в кадрах и для химической промышленности, учитывая, что эта отрасль активно развивается. Не стоит забывать и о перспективах сельского хозяйства, а также гражданского и промышленного строительства.
Ориентироваться в этом можно по тому, каких специалистов готовят по заказу предприятий в наших учебных заведениях.
Кроме того, уже очевидно, что регион обладает и значительным туристическим потенциалом. Полагаю, что число людей, желающих ознакомиться с достопримечательностями и памятными местами, будет расти, а вместе с ним – и спрос на работников сферы обслуживания и туризма.
Что касается престижности, то отчасти это субъективная оценка. Если ты любишь дело, которым занимаешься, то этот вопрос становится менее значимым.

На эту же тему