Власть

16:53, 25 апреля 2013

Рассекретить управляющие компании

О том, что деятельность управляющих компаний должна быть прозрачной и понятной каждому потребителю, говорят уже давно. Соответствующие обязательства корпораций даже прописаны в одной из статей Жилищного кодекса. Однако на практике выясняется, что в полном объеме выполнять их готовы далеко не все.
О том, как управляющие компании Тульской области отчитываются перед хозяевами квартир, шла речь на недавнем заседании комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и вопросам жизне­обеспечения Тульской областной Думы.
– Ежегодно представители компаний должны предоставлять собственникам отчет о выполнении договора управления, – напомнил председатель комиссии Сергей Тхор. – Мы запросили у ряда управляющих организаций информацию о предоставлении клиентам подобных сведений. Все сообщили, что не только представили их жителям, но и разместили на своих сайтах.
Приглашенные на заседание комиссии руководители и сотрудники управляющих компаний (ЗАО «Градсервис», «Партнер», «Хороший дом» и «Домоуправ») слова Сергея Тхора подтвердили и как один отрапортовали, что отчеты старшим по домам отдали, в Глобальной сети информацию разместили. Плюс ко всему данные о работе за 2012 год предоставляли и продолжат предоставлять всем желающим по письменным запросам. Вроде бы все хорошо, если бы не одно «но»…
– Мы провели анализ раскрытия информации управляющими организациями, – подчеркнул Сергей Тхор. – Надо отдать должное всем присутствующим на заседании организациям – эти данные доступны и жителям, и пользователям Интернета. Правда, далеко не в полном объеме. В частности, основные показатели, интересующие население, – сведения о доходах и расходах организаций, связанные с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами,  информацию о стоимости работ – компании раскрывают неохотно.
Такое же мнение и у руководителя региональной жил­инспекции Александра Воробьева. По его словам, после плановых и внеплановых проверок было составлено 40 протоколов о нарушении стандартов раскрытия информации. Сумма выписанных штрафов составила порядка 4 миллионов рублей. Он подчеркнул, что в основном  нарушения связаны с полнотой и сроками раскрытия информации.
– Чаще всего управляющие компании не раскрывают сведения о своих административных наказаниях, – подчеркнул Воробьев. – Не все готовы выставлять на всеобщее обозрение бухгалтерский баланс.  Но самая большая проблема – это стоимость услуги на квадратный метр. Сокрытием этих данных грешат  практически все…
Найти на сайтах организаций «прайс-листы», в которых бы четко и понятно была прописана стоимость каждой услуги – нечто из области научной фантастики.
– Не совсем ясные цифры порой появляются и в отчетах компаний, – констатировал Сергей Тхор. – Есть пример из жизни. С жителей четырех домов, расположенных на проспекте Ленина областного центра, потребовали – ни много ни мало – 640 тысяч рублей за уборку листвы и сучьев. И это помимо оплаты услуг дворников. Откуда взялись эти деньги, никому, кроме, возможно, самих представителей компании, понятно не было.
Избежать подобных неприятных ситуаций в будущем, уверены члены комиссии, помогут правильные договоры с управляющими компаниями. В них должен быть четко определен годовой план работ, в обязательном порядке согласованный с жильцами многоквартирных домов, и стоимость каждой услуги. Образец такого документа уже есть – типовой контракт размещен на сайте Государственной жилищной инспекции и правительства Тульской области. Вот только пользоваться им управляющие компании не хотят. Почему? Дать четкого вразумительного ответа их представители так и не смогли…
– Проект типового договора прошел в свое время широкое обсуждение. В нем принимали участие представители исполнительной и законодательной власти, жилищники, общественность, – напомнил председатель комиссии. – В итоге получился довольно обширный документ, в котором взаимодействие собственников жилья и представителей управляющих компаний прописано до мельчайших подробностей.  Целесообразно было бы не каждый раз составлять новый договор, а использовать типовой. Эту информацию необходимо донести до старших по домам, которые уже сотрудничают либо только собираются прибегнуть к помощи управляющих компаний.
Помимо этого участники заседания сошлись во мнении, что до потребителей услуг необходимо довести информацию о том, что в случае неполного раскрытия информации управляющими компаниями необходимо обращаться в жилищную инспекцию. А эта структура, в свою очередь, при необходимости наложит штрафные санкции. Александра Воробьева депутаты попросили активизировать работу по контролю за соблюдением стандарта раскрытия информации.
– От лица депутатов могу сказать, что мы готовы оказывать управляющим компаниям всю необходимую помощь в работе с населением. Ведь у нас всех одна-единственная цель – сделать жизнь людей лучше и комфортнее, – подвел итог дискуссии Сергей Тхор.
 Маргарита ЧЕРКАСОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий