Власть

15:29, 19 июля 2019

Современный г ород в границах древнего

«Если вы мне расскажете что-нибудь интересное, что требует специального государственного внимания, вмешательства или регулирования, то мы это постараемся сделать, я подпишу поручения», – заявил Дмитрий Медведев, только предваряя разговор с экспертами в области развития городской среды. Дать ход нестандартным, неординарным проектам, поднять правовые вопросы в урбанистике и инициировать обсуждение изменения законодательства в этой отрасли – что можно и что нужно сделать? Об этом говорил глава федерального правительства на встрече, которая состоялась в Туле в кластере «Октава».

Роман ПЕТРОВ
Сергей КИРЕЕВ

Тула: современная в исторической
Глава федерального правительства сразу же пояснил, что Тула – отнюдь не случайное место встречи.
– Это один из древних городов, который имеет и все исторические достоинства таких городов, и все накопившиеся проблемы, – сказал Дмитрий Медведев. – Он меняется, здесь видна большая работа команды, которая сейчас этим занимается. Молодцы. Алексей Дюмин этому много времени уделяет. Но самое главное – видно, что появляется прообраз современного города в исторических границах города древнего. Понятно, что все это делается не только ради того, чтобы сохранить историческое наследие, а и для того, чтобы сформировать нормальную, комфортную среду. Она нам всем нужна – всем жителям нашей страны.
Тула – пример того, как власть и бизнес совместно решают многолетние проблемы бла­го­уст­рой­с­тва города. В этом смысле наш регион демонстрирует грамотный формат реализации нацпроекта «Жилье и городская среда», стартовавший в России в прошлом году.
– На текущий год запланированы приличные инвестиции – 105 миллиардов руб­лей. Причем значительная часть – почти половина – пойдет на бла­го­уст­ройс­тво городов и населенных пунктов. Но даже этих миллиардов в масштабах страны мало. И очень важно, чтобы государственные инвестиции шли рука об руку с частными: только в этом случае у таких начинаний есть вероятность успеха, – сделал ремарку премьер-министр и попросил губернатора Алексея Дюмина описать работу по бла­го­уст­ройс­тву исторического центра Тулы.
– Когда я стал губернатором, в самом центре города стоял полуразрушенный объект, где 80 процентов территории не использовалось вообще, а 20 процентов – может быть, даже чуть меньше – занимало производство микрофонов. С командой молодых, талантливых ребят, во взаимодействии с ­Сергеем Чемезовым, при поддержке «Ростеха» и инвестора Михаила Шелкова мы посмотрели, что можем сделать, – начал рассказ глава региона. – В первую очередь сохранили производство и даже прирастили рабочие места. А на полуразрушенной территории получился центр – культурный, творческий кластер, где собирается молодежь. Там проводятся различные мастер-классы, тематические мероприятия. Жизнь бурлит.

Под стенами
древнего кремля
Казанская набережная – проект особого значения: раньше туляки могли здесь прогуливаться, но впоследствии долгое время территория эта в буквальном смысле оставалась недоступной для горожан. Воссоздать набережную под стенами древнего кремля – идея не новая, как говорит глава региона, витавшая несколько лет. Однако проект этот слишком затратный, а потому его реализация оказалась возможной только в партнерстве государства и бизнеса.
Воплощать в жизнь задумку пригласили архитектора Олега Шапиро.
– В течение года был выполнен огромный объем работ, – обратился к Дмитрию Медведеву Алексей Дюмин. – Самое главное – проект прошел общественные слушания, корректировался в процессе реализации с учетом пожеланий жителей Тулы. На сегодня этот продукт находится в стадии развития и имеет большой потенциал.
Дополнительный импульс этому придал и указ Владимира Путина о подготовке к празднованию в 2020 году 500-летия Тульского кремля.
– Вы, Дмитрий Анатольевич, нас поддержали и выделили еще 1,2 миллиарда руб­лей, которые будут вложены не только в историческую часть Тулы, но и пойдут на девять малых городов, где будут восстановлены памятники, церкви, появятся новые городские пространства, парковые зоны, предстанут обновленными парковые зоны, которые находятся в плохом состоянии, – поблагодарил премьер-министра губернатор.

Ирония судьбы
– Я первый раз в Туле и была очень приятно удивлена этому пространству, в котором мы сейчас находимся, – в свою очередь поделилась впечатлениями от кластера «Октава» гендиректор института градостроительной политики, советник президента Союза архитекторов России Евгения Муринец. – Промзоны и заводы во многих городах простаивают и не выполняют свою прямую функцию. И очень здорово, что здесь сделали такое действительно креативное пространство. Мы на Московском урбанистическом форуме – в начале июля – обсуждали, что такие промзоны хорошо бы превращать в общественно значимые территории.
А еще она затронула особенно больную тему для зодчих – типовое проектирование, «памятник» которому «воздвиг» Эльдар Рязанов: 3-ю улицу Строителей помнят все.
– Мы получали миллионы и миллионы метров одинаковой застройки. Потому многофункциональная, разнообразная среда – это один из важнейших этапов развития города, который было бы здорово погрузить в дальнейшем в нацпроект, – сказала Муринец.
– Архитекторы планируют не картинки, не визуализацию, а нашу будущую жизнь, причем на десятилетия. От анализа, проработки проекта еще на первоначальном этапе – как люди будут ходить, где станут питаться – зависит то, как они дальше заживут, – поддержала коллегу генеральный директор архитектурного бюро RTDA, доцент РАНХиГС Марина Лепешкина. – Если нам быт там окажется неудобен, то через 10 лет уже поздно жаловаться, что архитектор нарисовал неправильно.
По сути Лепешкина говорила о том, что сегодня нельзя мыслить категорией «архитектурный проект». Нужно переключаться на формат комплексного архи­тек­тур­но-градо­строи­тель­ного проектирования, в котором должны участвовать еще и специалисты по антропологии, социологии, экономике. Экономическое обоснование – чуть ли не первостепенный вопрос. Ведь не зная, как, на какие средства и за чей счет реализовывать задумку, скорее всего, говорить о ее воплощении в жизнь не придется.
С этим согласился и основатель архитектурного бюро «Wowhaus» Олег Шапиро:
– Роль архитектуры сильно поменялась. Как только затеваем значимый объект или градостроительный комплекс, мы должны понимать: откуда возьмутся ресурсы на его реализацию, кто наша целевая аудитория, как постройка станет воздействовать и взаимодействовать с инженерной инфраструктурой. Учитывать приходится очень многое.

Архитектор vs заказчик
Еще одна больная мозоль архитекторов – госзаказы. С одной стороны, им рады, с другой – слишком много претензий к компетентности лиц, принимающих решения на местах.
– Это большая удача, когда клиент знает, чего он хочет, интересуется тем, что происходит в мире. Работа грамотного заказчика с хорошим архитектором – большое благо: пример Тулы это показал. И проблема привития градостроительного образования на местах – тоже важный вопрос, который можно было бы обсудить на повестке дня более широко, – подчеркнула доцент РАНХиГС.
– Если позволите, я расскажу, что Олег Шапиро говорил о губернаторе Алексее Дюмине, – привлек к себе внимание гендиректор АО «Дом РФ» Александр Плутник. – Он отметил, что во многих субъектах работают талантливые архитекторы, но их мало где слушают, чего не скажешь о губернаторе Тульской области. Дюмин на проекте Казанской набережной и улице Металлистов мог сделать все по-своему, но слушал, что говорили специалисты, а главное – позволил архитекторам вести надзор до конца исполнения проекта.

Менеджмент среды
– Я вырос в Петербурге. И даже там проблемы городского бла­го­уст­ройс­тва завязаны на ранее принятых решениях, и не все они безупречны. Что уж говорить про другие города, где все, что делается, приходится втискивать в прокрустово ложе непродуманных решений, которыми пестрила Россия, когда шло бурное развитие экономики в стране, индустриализация и так далее. Я сейчас не в смысле осуждения тех, кто принимал эти решения, они бы нам привели 100 аргументов в пользу того, что здесь обязательно должен быть завод, а все остальное никакого значения не имеет, потому что людей надо накормить, дать работу, а стране нужен металл, производства. Но сейчас нам всем с этим приходится жить, – эмоционально пояснил глава кабинета министров.
И вновь он привел в пример Тулу: город, с одной стороны, вроде бы провинциальный, а с другой – такой близкий к Москве.
– Ко многим современным решениям люди должны при­вык­нуть, поскольку некоторые из них вызывают отторжение. Есть классическое понимание: вот сквер, вот парк, там – аттракционы, зачем нам что-то еще? А потом люди видят, что все стало ра­цио­наль­ней, на том пятачке, где они живут или работают, есть практически все сервисы, которые они хотят получить. И в этом миссия архитекторов, – подчеркнул Дмитрий Медведев.
– Это прежде архитектор был больше художником. Сегодня он все-таки менеджер городской среды. Он задает тон, идею того, как она будет дальше развиваться. Эта работа требует общения как с жителями, так и с про­фес­сио­наль­ным сообществом и с властью, – поддержал председателя правительства заместитель министра строительства Татарстана Айназ Ярмиев.

Творчество по стандарту
– А еще архитектор напрямую должен подчиняться руководителю субъекта, чтобы уже создавать комфортную среду. На сегодня мы констатируем, что в 75 субъектах работает именно такая модель. Думаю, в остальных десяти мы тоже этот формат доработаем, – взял слово министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев. – И еще очень важно в данном контексте говорить о стандартах, как бы это понятие ни претило молодым людям. Тем не менее для принятия определенных решений без этого не обойтись. Тут нужно понимать, что комплексное освоение территорий без эталонов невозможно, поскольку они регламентируют то, как должны выглядеть пространства.
По словам Якушева, отсутствие шаблонов в формировании комфортной среды – это анархия, коей не приемлет даже Европа, та, что славится бла­го­уст­ройс­твом.
– Там все построено именно на стандартизации, потому что есть четкие требования, как и что должно выглядеть, – сделал ремарку министр.
– В эпоху цифры все так или иначе стандартизуется, и это нормальный процесс. Это просто упрощает жизнь. Это не означает, что исчезает творческий элемент или творческое начало – нет, конечно, – поддержал Якушева Медведев.
За почти полуторачасовую беседу ее участники обсудили все самые актуальные вопросы и проблемы развития градостроительства и бла­го­уст­ройс­тва населенных пунктов, согласились с необходимостью подталкивать креативную молодежь к созданию архитектурных бюро в каждом регионе страны. А еще признали право на так называемые быстрые победы – поэтапную реализацию урбанистических проектов. Потому что, как сказал премьер, люди хотят жить нормально здесь и сейчас, а не когда-то в будущем. И пусть будущее наступит уже сегодня.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий