Власть
Внутренний туризм как выход из кризиса
- 09:00 04 сентября 2015
Татьяна ЕЛАГИНА
Елена КУЗНЕЦОВА
Колебания курсов валют обратили внимание россиян на внутренний туризм. За первые 6 месяцев 2015 года объемы путешествий по регионам России выросли на 30 процентов, что в том числе помогло развитию малого и среднего бизнеса. Член Совета Федерации от Тульской области Юлия Вепринцева рассказала о своем видении развития рынка туристических услуг.
– Юлия Владимировна, почему государство должно заниматься сферой туризма, почему просто не отдать ее на откуп бизнесу?
– Последние 20 лет мы воспринимали туризм в основном только как отдых за рубежом. Да, поездки по миру делают жизнь интереснее, позволяют узнать что-то новое, поучаствовать в мировых событиях. При наличии финансов все это становится доступным. И все же это очень узкое понимание вопроса.
Ведь туризм является важнейшим фактором экономического развития, источником доходов, привлекает инвестиции, создает рабочие места. Деятельность в этой сфере активизирует 53 отрасли народного хозяйства. Только вдумайтесь в эту цифру: чтобы удовлетворить спрос отдыхающих, работает транспорт, связь, торговля, строительство, производство сувенирной продукции, сельское хозяйство, гостиничный бизнес и многое другое. В некоторых странах, например в Египте, Мексике, Турции, туризм – один из основных источников валютных поступлений.
Сейчас в условиях нестабильности мировой экономики и непростой политической ситуации эффективное развитие туризма в России приобретает особую важность. Доходы от туризма способны поднять экономику региона. Местное самоуправление страны также должно трезво оценить, все ли возможности используются. Малые исторические города России уже сформировали опыт использования туризма как основного источника доходов.
Особое значение имеет внутренний и въездной туризм и для развития малого и среднего бизнеса: в среднем на 1 вложенный рубль бизнес получает от 3 до 5 рублей прибыли.
На мой взгляд, туризм недооценен регионами, и наша с вами страна обладает всеми возможностями для того, чтобы туризм стал бюджетообразующей отраслью.
– Справляется ли Ростуризм и Минкультуры с такой важной задачей?
– Минкультуры и Ростуризм делают большую работу. Недавно я принимала участие во втором заседании рабочей группы президиума Госсовета о развитии туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплекса России. И могу заверить, что работа на федеральном уровне ведется огромнейшая.
Этот вид деятельности очень обширен, да и сравнительно новый для нашей страны. Многое не успевают воплотить, что-то остается незамеченным по причине того, что не сразу приносит плоды. К тому же очень многие проблемы, которые необходимо решить для развития туризма, лежат в сфере деятельности других министерств. Например, очень больная тема – транспортная доступность. Транспорт является определяющей доминантой развития туризма, а у нас в шести субъектах отсутствует железнодорожное сообщение, и как, скажите, привлечь туда потоки туристов? Вот и получается, что у нас есть прекрасные, но недоступные для россиян места. В свою очередь, проблемы с логистикой влекут за собой высокую стоимость расходов. Все очень взаимосвязано.
Не скрою, что в Совете Федерации, среди сенаторов мы обсуждаем как необходимость выделения туризма в отдельную самостоятельную отрасль, так и полезность создания отдельного министерства. Равноудаленность от влияния иных ведомств, привязанность только к событию, важному для туризма, была бы очень полезна для прогресса в этой сфере. И уже в рамках отрасли и министерства, используя межведомственное взаимодействие, можно было бы заниматься въездным, внутренним, социальным и любым другим видом туризма.
В данный момент межведомственной платформой взаимодействия для развития туризма является Экспертный совет Совета Федерации по туризму. На его базе тоже ведется серьезная работа.
– Достаточно ли имеющегося законодательства для развития туристической отрасли? Что предполагается сделать в этой сфере?
– Предметом регулирования действующего сейчас Закона о туристской деятельности прежде всего является защита прав и законных интересов туристов, выезжающих за рубеж. Это исключительно важная, но не единственная задача, стоящая перед нами. Многие нормы закона, несмотря на регулярное обновление, устарели.
Если мы хотим превратить сферу туризма в реальный сектор экономики, необходимо принять новый федеральный закон, регулирующий весь комплекс правовых проблем, а не «точечные» изменения действующего правового акта. Работа над законом на федеральном уровне ведется.
Я считаю, что новый закон должен, во-первых, обязательно обеспечить защиту прав и безопасность туриста как дома, так и за рубежом; во-вторых, предусмотреть приоритетность развития внутреннего, въездного и социального туризма; и в-третьих, упростить визовые, таможенные, пограничные и иные формальности – разумеется, не в ущерб безопасности туризма.
– Что в сфере туризма нужно сделать в первую очередь, на ваш взгляд?
– Основные проблемы заключены в неразвитости инфраструктуры, необходимой для приятного и увлекательного отдыха. Нехватка гостиниц, отсутствие дорог, слабая конкуренция, завышенные транспортные тарифы… Важно создавать благоприятный инвестиционный климат, совершенствовать визовую, налоговую и таможенную политику.
Особенное внимание надо уделять внутреннему туризму – именно из-за его важной экономикообразующей и социальной роли. Важно приложить силы к тому, чтобы развивались не только места пляжного туризма, которых не так много, но и привлекать наших и зарубежных граждан к необычным турам по Южному Уралу, Байкалу, Северному Кавказу, по рекам севера европейской части и Сибири. Я думаю, знакомство с различными уголками нашей страны необычайно важно для единства нации. Каждый раз, оказываясь в новом месте, я испытываю чувство гордости за свою страну. И каждый раз я немного удивляюсь, когда слышу от гостей, насколько прекрасен наш тульский край… Ясная Поляна или Бежин луг. Вырастая здесь, мы настолько привыкаем к пейзажу за окном, что он кажется нам чем-то
обыденным. А ведь это совсем не так.
Обязательно нужно рекламировать и продвигать российский туристический продукт в мире. Создавать разноязычные сайты, рекламные фильмы и туристические центры в других странах. В данный момент Россия остается страной бизнес-туризма, иностранцы чаще всего приезжают к нам в крупные мегаполисы для решения деловых задач. Поэтому в области въездного туризма у нас тоже много работы.
Например, сейчас отмечается интерес к нашей стране у жителей из Китая и Кореи. Такая тенденция сохранится и впредь. Значит, надо создавать рекламную продукцию на соответствующем языке, проводить переподготовку персонала, учить китайский язык, осваивать национальную кухню. А вызвано увеличение объемов въездного потока из Китая упрощением визовых формальностей. Именно практика применения безвизового группового туризма и привлекла к нам большое количество китайских граждан.
Задач много, главное – за ними не забыть о самой важной функции туризма: об отдыхе и оздоровлении самих россиян, включая социально незащищенные слои населения.
– Можем ли мы позволить себе серьезное увеличение туристической нагрузки на свои природные ресурсы? Экология не пострадает?
– Разумеется, развивая туризм, мы должны внимательнейшим образом отслеживать экологическую ситуацию.
Удовлетворяя массовый туристский спрос, люди во всем мире забывают об экологической безопасности. Нагрузка на природные и культурно-исторические ресурсы растет. Буквально в мае 2015 года в Санкт-Петербурге прошел седьмой Невский Международный экологический конгресс. И эти вопросы там тоже поднимались. Я думаю, будущее за экотуризмом, занимаясь которым, человек «оставляет только следы, уносит только фотографии». Сейчас в мире набирают популярность не только экопродукты, экоматериалы, но и экотуризм становится модным. Нам необходимо научиться путешествовать и не нарушать целостность природных экосистем.
В этой области Россия тоже обладает огромным потенциалом для развития, у нас создано более десятка тысяч особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения. Это и заповедники, и национальные парки, и государственные природные заказники, а также памятники природы, курорты. Жаль только, что зачастую они недоступны для туристов: справочную информацию с практическими рекомендациями найти очень сложно, да и необходимая инфраструктура отсутствует.
Елена КУЗНЕЦОВА
Колебания курсов валют обратили внимание россиян на внутренний туризм. За первые 6 месяцев 2015 года объемы путешествий по регионам России выросли на 30 процентов, что в том числе помогло развитию малого и среднего бизнеса. Член Совета Федерации от Тульской области Юлия Вепринцева рассказала о своем видении развития рынка туристических услуг.
– Юлия Владимировна, почему государство должно заниматься сферой туризма, почему просто не отдать ее на откуп бизнесу?
– Последние 20 лет мы воспринимали туризм в основном только как отдых за рубежом. Да, поездки по миру делают жизнь интереснее, позволяют узнать что-то новое, поучаствовать в мировых событиях. При наличии финансов все это становится доступным. И все же это очень узкое понимание вопроса.
Ведь туризм является важнейшим фактором экономического развития, источником доходов, привлекает инвестиции, создает рабочие места. Деятельность в этой сфере активизирует 53 отрасли народного хозяйства. Только вдумайтесь в эту цифру: чтобы удовлетворить спрос отдыхающих, работает транспорт, связь, торговля, строительство, производство сувенирной продукции, сельское хозяйство, гостиничный бизнес и многое другое. В некоторых странах, например в Египте, Мексике, Турции, туризм – один из основных источников валютных поступлений.
Сейчас в условиях нестабильности мировой экономики и непростой политической ситуации эффективное развитие туризма в России приобретает особую важность. Доходы от туризма способны поднять экономику региона. Местное самоуправление страны также должно трезво оценить, все ли возможности используются. Малые исторические города России уже сформировали опыт использования туризма как основного источника доходов.
Особое значение имеет внутренний и въездной туризм и для развития малого и среднего бизнеса: в среднем на 1 вложенный рубль бизнес получает от 3 до 5 рублей прибыли.
На мой взгляд, туризм недооценен регионами, и наша с вами страна обладает всеми возможностями для того, чтобы туризм стал бюджетообразующей отраслью.
– Справляется ли Ростуризм и Минкультуры с такой важной задачей?
– Минкультуры и Ростуризм делают большую работу. Недавно я принимала участие во втором заседании рабочей группы президиума Госсовета о развитии туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплекса России. И могу заверить, что работа на федеральном уровне ведется огромнейшая.
Этот вид деятельности очень обширен, да и сравнительно новый для нашей страны. Многое не успевают воплотить, что-то остается незамеченным по причине того, что не сразу приносит плоды. К тому же очень многие проблемы, которые необходимо решить для развития туризма, лежат в сфере деятельности других министерств. Например, очень больная тема – транспортная доступность. Транспорт является определяющей доминантой развития туризма, а у нас в шести субъектах отсутствует железнодорожное сообщение, и как, скажите, привлечь туда потоки туристов? Вот и получается, что у нас есть прекрасные, но недоступные для россиян места. В свою очередь, проблемы с логистикой влекут за собой высокую стоимость расходов. Все очень взаимосвязано.
Не скрою, что в Совете Федерации, среди сенаторов мы обсуждаем как необходимость выделения туризма в отдельную самостоятельную отрасль, так и полезность создания отдельного министерства. Равноудаленность от влияния иных ведомств, привязанность только к событию, важному для туризма, была бы очень полезна для прогресса в этой сфере. И уже в рамках отрасли и министерства, используя межведомственное взаимодействие, можно было бы заниматься въездным, внутренним, социальным и любым другим видом туризма.
В данный момент межведомственной платформой взаимодействия для развития туризма является Экспертный совет Совета Федерации по туризму. На его базе тоже ведется серьезная работа.
– Достаточно ли имеющегося законодательства для развития туристической отрасли? Что предполагается сделать в этой сфере?
– Предметом регулирования действующего сейчас Закона о туристской деятельности прежде всего является защита прав и законных интересов туристов, выезжающих за рубеж. Это исключительно важная, но не единственная задача, стоящая перед нами. Многие нормы закона, несмотря на регулярное обновление, устарели.
Если мы хотим превратить сферу туризма в реальный сектор экономики, необходимо принять новый федеральный закон, регулирующий весь комплекс правовых проблем, а не «точечные» изменения действующего правового акта. Работа над законом на федеральном уровне ведется.
Я считаю, что новый закон должен, во-первых, обязательно обеспечить защиту прав и безопасность туриста как дома, так и за рубежом; во-вторых, предусмотреть приоритетность развития внутреннего, въездного и социального туризма; и в-третьих, упростить визовые, таможенные, пограничные и иные формальности – разумеется, не в ущерб безопасности туризма.
– Что в сфере туризма нужно сделать в первую очередь, на ваш взгляд?
– Основные проблемы заключены в неразвитости инфраструктуры, необходимой для приятного и увлекательного отдыха. Нехватка гостиниц, отсутствие дорог, слабая конкуренция, завышенные транспортные тарифы… Важно создавать благоприятный инвестиционный климат, совершенствовать визовую, налоговую и таможенную политику.
Особенное внимание надо уделять внутреннему туризму – именно из-за его важной экономикообразующей и социальной роли. Важно приложить силы к тому, чтобы развивались не только места пляжного туризма, которых не так много, но и привлекать наших и зарубежных граждан к необычным турам по Южному Уралу, Байкалу, Северному Кавказу, по рекам севера европейской части и Сибири. Я думаю, знакомство с различными уголками нашей страны необычайно важно для единства нации. Каждый раз, оказываясь в новом месте, я испытываю чувство гордости за свою страну. И каждый раз я немного удивляюсь, когда слышу от гостей, насколько прекрасен наш тульский край… Ясная Поляна или Бежин луг. Вырастая здесь, мы настолько привыкаем к пейзажу за окном, что он кажется нам чем-то
обыденным. А ведь это совсем не так.
Обязательно нужно рекламировать и продвигать российский туристический продукт в мире. Создавать разноязычные сайты, рекламные фильмы и туристические центры в других странах. В данный момент Россия остается страной бизнес-туризма, иностранцы чаще всего приезжают к нам в крупные мегаполисы для решения деловых задач. Поэтому в области въездного туризма у нас тоже много работы.
Например, сейчас отмечается интерес к нашей стране у жителей из Китая и Кореи. Такая тенденция сохранится и впредь. Значит, надо создавать рекламную продукцию на соответствующем языке, проводить переподготовку персонала, учить китайский язык, осваивать национальную кухню. А вызвано увеличение объемов въездного потока из Китая упрощением визовых формальностей. Именно практика применения безвизового группового туризма и привлекла к нам большое количество китайских граждан.
Задач много, главное – за ними не забыть о самой важной функции туризма: об отдыхе и оздоровлении самих россиян, включая социально незащищенные слои населения.
– Можем ли мы позволить себе серьезное увеличение туристической нагрузки на свои природные ресурсы? Экология не пострадает?
– Разумеется, развивая туризм, мы должны внимательнейшим образом отслеживать экологическую ситуацию.
Удовлетворяя массовый туристский спрос, люди во всем мире забывают об экологической безопасности. Нагрузка на природные и культурно-исторические ресурсы растет. Буквально в мае 2015 года в Санкт-Петербурге прошел седьмой Невский Международный экологический конгресс. И эти вопросы там тоже поднимались. Я думаю, будущее за экотуризмом, занимаясь которым, человек «оставляет только следы, уносит только фотографии». Сейчас в мире набирают популярность не только экопродукты, экоматериалы, но и экотуризм становится модным. Нам необходимо научиться путешествовать и не нарушать целостность природных экосистем.
В этой области Россия тоже обладает огромным потенциалом для развития, у нас создано более десятка тысяч особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения. Это и заповедники, и национальные парки, и государственные природные заказники, а также памятники природы, курорты. Жаль только, что зачастую они недоступны для туристов: справочную информацию с практическими рекомендациями найти очень сложно, да и необходимая инфраструктура отсутствует.