Общество

15:13, 24 мая 2022

12 последних: школьная жизнь директора

12 последних: школьная жизнь директора

Свой первый последний звонок, а всего их у Богдана Лобача было уже 11, он услышал в мае 2003 года в школе села Цветное Кировоградской области Украины. Не без улыбки вспоминает, как все в тот день решили, что погода заодно с педагогами – никак не хочет отпускать одиннадцатый класс.
– На школьном дворе был выставлен стенд с нашими фотографиями. В какой-то момент поднялся сильный ветер. Конструкцию закружило и унесло к дверям школы, – рассказывает Богдан. – А после пошел дождь – и учителя сказали, что природа плачет вместе с ними.

Знаки судьбы

Еще будучи студентом физмата факультета Кировоградского пед­уни­вер­си­те­та, Богдан стал работать в школе. Понял: с этого пути ему не свернуть. Хотя (улыбается) знаки судьбы, можно сказать, были предначертаны.

– Мне самому учиться хотелось с раннего детства: я в школу пошел, мне только-только исполнилось шесть лет. Дед, папа – все были учителями. Отец стал и моим первым учителем: он был педагогом начальных классов. Когда пришло время определяться, кем быть – понятно, что в 16 лет очень трудно ответить на этот вопрос, – выбор все же показался отчасти даже очевидным. Помимо того что в семье немало педагогов, у меня еще и племянников предостаточно. Я младший ребенок в семье. Старшие – четыре сестры. Вот с племянниками я охотно нянчился, воспитывал, растил. Понял, что люблю детей, – продолжает рассказ Богдан Лобач, которому на тот момент предстояло еще выбрать специальность.

Молодой человек здраво рассудил, что физмат открывает безграничные возможности, и уж если со школой роман не сложится, так без куска хлеба не останется: тут тебе и цифровые технологии, телефоны, компьютеры, да и экономику обладателю технических знаний осилить проще будет...

Впрочем, искать себе иного применения ему не пришлось. Преподавать начал, еще обучаясь в вузе, а после – в 2008-м – устроился в небольшой школе недалеко от областного центра, где временно требовался учитель физики.

Почему не спросил?

Год спустя Богдана пригласили работать в родную школу учителем математики и информатики. Парень согласился, еще не зная, с какой истинной целью призвала альма-матер своего воспитанника.

– В конце осени – начале зимы директор школы перешел на должность председателя сельсовета, а мне было предложено занять его место. Как сейчас помню: 4 января 2011 года председатель комитета образования собирает педколлектив и представляет меня в качестве директора. Для меня это не было сюрпризом: за 20 минут до того он объявил об этом своем решении теа-а-тет, – улыбается Богдан.

Правда, говорит, тогда было не до смеха. С одной стороны, конечно, в 23 года стать директором – кому бы лестно не было!

– Тогда ведь даже не спросил: почему я? А вот сейчас не понимаю, почему не спросил, – сам себе удивляется Лобач.

Но эйфория от статуса, должности быстро проходит, когда накрывает понимание, в какой воз пришлось впрячься. Тут, как Богдан шутит, не хвастаться или завидовать, а сочувствовать надо.

– Проверки, коммунально-бытовые вопросы: при школе своя котельная, для которой нужно было уголь поставлять… Да и в целом по сельским меркам школа огромная: 160 учеников. И педагоги в большинстве своем все те, что меня учили. Как руководить-то? Я понял, что директорствовать – это принимать на себя ответственность и делать так, чтобы люди, которые теперь за твоей спиной, пошли за тобой, поверили тебе. В противном случае результата не будет, – рассудил тогда молодой человек и назначил себе опытного заместителя, у которого набирался уму-ра­зуму в деле организации образовательного процесса и управления беспокойным хозяйством.

– Я же ведь тогда даже расписание нормально составить не мог, – поясняет собеседник.

Первый последний

Около полугода «директора-подростка» вообще не воспринимали в селе. Но школьные стены были родными, коллектив – и подавно. Так что договориться удалось. Вместе составили план развития на пять лет, определили цели и задачи. Стали работать над тем, чтобы знаний детям было достаточно для поступления не только в техникумы и колледжи, а и в вузы.

– Кадры очень были нужны: для местного сельхозпредприятия руководящий состав, спецы по обслуживанию техники, аппаратному программированию, а в целом на селе ощущалась нехватка медиков, педагогов. Вот мы и работали с прицелом на то, что, получив высшее образование, профессионалы приедут работать домой, – поясняет Богдан Лобач.

Первое, чем озадачился молодой директор, были имидж и престиж школы. Попросил, чтобы все заседания районных методических объединений на базе его учебного заведения проходили. Говорит, в рассуждениях не прогадал.

– Я понимал, что подготовка заседаний – это всегда мобилизация коллектива. Коллегам сказал, что, если мы хотим быть хорошей школой, нам нужна реклама, о нас должны знать. Спрашивают: зачем? Объясняю: если о нас знают, то это и вам почет, поскольку вы в престижной школе работаете, вы – сильные педагоги, и самой школе с деревней – плюс к имиджу. Люди согласились с этим. Мы провели три метода объединения, и учителям это понравилось. Они стали активно готовиться, кто-то записался на курсы повышения квалификации. В общем, если прежде из нашей школы детей переводили в соседние – более престижные, год спустя ситуация изменилась. И вместо 160 ребят у нас было уже 180, – описывает трансформацию школьной жизни Лобач, вспоминая, что коллеги тогда загорелись множеством идей, которые стали реализовывать, а дети – охотно участвовали в конкурсах, состязаниях, олимпиадах…

А потом был и последний звонок – первый для Богдана Лобача в качестве директора:

– И надо было такому случиться, что я заболел: у меня поднялась температура почти 39. Уже на линейку все построились. Я сидел в кабинете: дописывал речь. Получилось аж 4 листочка. Когда завершил, убрал их в карман. Выхожу на линейку, смотрю на родителей, учеников и… не стал доставать текст, от себя сказал, правда, и вполне традиционные, подобающие случаю слова.

Цветное – Чернь

Но очень скоро Богдан решил, что перспективы на селе исчерпаны: идеи есть, ресурсов – нет. Признается, с финансами было туго, а если нет возможностей совершенствоваться, тогда неминуемо последует деградация, что, по его разумению, никак было неприемлемо. Да и о своей дальнейшей судьбе парень все чаще задумывался:

– Я же понимал, что хочу создать семью. Но что бы я дал жене, детям? Нужно же свое жилье, как-то обустраивать быт, а где на это брать денег?

Осознав тщету дальнейшего здесь пребывания, в 2012 году Богдан Лобач, что называется, в три дня собрал чемоданы и уехал из родного села Цветное в Россию:

– Мои сестры к тому моменту не первый год жили в Чернском районе Тульской области и меня звали к себе перебраться. Там нужен был преподаватель-организатор по ОБЖ. И я решился. Хотя, честно скажу, расставаться с коллективом было очень тяжело. Я до последнего момента молчал и только в день отъезда объявил о своем уходе.

«Дайте молодому кисть»

В России поначалу было нелегко. О том, что Богдан не местный, красноречиво говорил отнюдь не паспорт гражданина Украины, а мова, суржик – разговорный язык, вобравший в себя украинскую и русскую речь, над исправлением которого парню пришлось немало поработать. Говорит, и сейчас нет-нет да и может проскочить в речи что-то исконное.

– Я, когда первый раз в Черни в магазин зашел, говорю: дайте мне гази́рованной воды. А мне продавец с улыбкой в ответ: ты «хохол» что ли? Я смотрю на нее, смеюсь, отвечаю: да! Что, так заметно? – приводит он случай из жизни.

В освоении русской речи и быта у педагога по предмету ОБЖ Богдана Лобача прошел год, после чего ему поступило неожиданное предложение – возглавить в Чернском районе Тургеневскую школу:

– Там директор умерла и встал вопрос о руководителе. Узнали они про мой директорский стаж и пригласили.

Сомнений оказалось слишком много: на тот момент гражданство еще было украинское, да и законов российских, как признается Богдан, он тогда еще толком не знал. Но его все же уговорили, да и, как оказалось, иностранное подданство не было препятствием для работы директором в российской школе.

– Приехал. Страшно было очень. Понятно же, как явиться перед коллективом: здравствуйте, я новый директор, мне 26 лет. Вот с такими мыслями я и оказался в той школе. Но все получилось на удивление легко. Было лето, учителя красили здание. Один из педагогов заявил: «Дайте молодому кисть, пусть красит!» Ему говорят: «Это ваш новый директор». А тот так недоверчиво заулыбался: «Молодой такой!» И так получилось, что меня как родного приняли. Буквально повсюду за руку повели: все показали, рассказали. До 1 сентября месяц оставался, но мы как-то все успели, плавно вошли в учебный год, – вспоминает Богдан, которого так скоро и в России настигла директорская должность.

Замуж за иностранца

К слову, лето 2013 года принесло немало сюрпризов. Еще до перехода в Тургеневскую школу Богдана отправили на тематическую смену Гражданского форума, организованную для молодых педагогов, – «Учитель будущего», который проходил на Селигере. Туда же приехала тулячка Светлана. Молодые люди познакомились, а через год, летом 2014-го – поженились.

– Я в детстве мечтала выйти замуж за иностранца с красивым именем. И вот моя мечта сбылась! – смеется Светлана, которой быть супругой гражданина Украины пришлось недолго: через считаные месяцы после свадьбы Богдан Лобач получил российское гражданство.

Еще перед заключением союза у молодых возник вопрос, как быть: Светлане переезжать в Чернь или Богдану – в Тулу?

– Понятно, где перспектив больше, – говорит Богдан. – Решение было очевидным.

И, как оказалось, вновь своевременным: в школах областного центра искали директоров. Уже традиционные страхи, что руководителем образовательного учреждения иностранца не поставят, вновь доказали свою беспочвенность. Пройдя собеседование, Богдан Лобач получил должность директора школы № 39 в Туле.

– Представили меня коллективу, мы пообщались и начали работу. Вот тут-то я понял, что школа в деревне и школа в городе невероятно отличаются и по хозчасти, и по организации учебного процесса – база, ресурсы, возможности… Да и в школе на тот момент было почти 450 детей и около 50 сотрудников – такого большого коллектива у меня прежде не было, – продолжает рассказ Лобач.

Связанные одной целью

Впрочем, что такое по-настоящему большой коллектив, новому директору только предстояло узнать. Чуть позже, буквально через год, вследствие реформирования ре­гио­наль­ной системы образования, к школе были присоединены два детских сада – № 70 и № 89.

Что делать с этим нежданным «хозяйством», Лобач в первый момент, признается, вообще не понимал.

– Мало того что это детские сады, так еще один из них логопедический. И в итоге я получил три совершенно разных коллектива с абсолютно разными образовательными программами, режимами, да даже памятными датами, – теперь не без улыбки вспоминает он, замечая, что не желал никаких «революций».

А опасения таковые были не беспочвенны, поскольку над заведующими детсадами, которые прежде исправно исполняли свои функции, вдруг возник руководитель, да еще и несведущий в дошкольном образовании. – Я сразу дал понять, что никакого угнетения, давления не будет. Да, я стану давать распоряжения, но не командовать. И все заведующие останутся руководителями на местах. Просто теперь мы будем связанные одной целью.

Правда, эту общую цель еще только предстояло определить.

Чтобы не рушить все «до основанья, а затем», на общем собрании трех учреждений решили систематизировать взаимодействие: создали управляющий совет, на котором постановили свести воедино все три плана работы.

– За 2015–2016 учебный год на общих педсоветах провели глобальную перестройку, исключили дублирование в обучающих программах. И теперь у нас полная преемственность в образовательном процессе, – не без гордости отмечает директор.

«Потолок» в голове

Сегодня центр образования № 39 имени Героя Советского Союза Алексея Арсентьевича Рогожина – это, помимо двух детсадов и исторического здания на Красном Перекопе, еще одна школа – новая, открытая 13 сентября 2021 года в микрорайоне Левобережный и уже прозванная самими же учениками «Хогвартсом» – за отдаленное внешнее сходство с замком. Это 1700 детей и коллектив из 180 человек.

От малокомплектных сельских до больших городских и даже одновременно нескольких – в общей сложности Богдан Лобач в школах директорствует уже больше 10 лет, и это в свои 34 года.

На вопрос, что дальше и не достиг ли уже карьерного «потолка», молодой руководитель с солидным стажем отвечает:

– «Потолок» есть только в голове у каждого. Его мы устанавливаем сами. Другое дело – желание. Можно ведь смотреть шире, за рамки: идти дальше, выше. Но я из тех людей, которые остаются в отрасли, если она им нравится. Школа – это мое, я не хочу куда-то дальше. Для себя решил, что расти можно и по горизонтали. Пока ведь все неидеально. Нам еще много над чем есть работать: создать профильные класса, совершенствовать материально-техническую базу, налаживать обратную связь с родителями… Да много чего. Главное – хочу сделать так, чтобы дети бежали с удовольствием в школу и не хотели из нее уходить. Мои амбиции заключаются в том, чтобы школы, которыми я руковожу, стали лучшими.

Станьте людьми!

Сегодня, 25 мая 2022 года, у Богдана Лобача вновь последний звонок. Уже 12-й, если считать вместе с тем, что он слышал в мае 2003 года в школе села Цветное Кировоградской области Украины.

Что скажет выпускникам – признается, что точно и сам не знает. Мол, все должно идти от души. Так опыт подсказывает.

– Я вот уже года четыре не готовлю речи, а говорю то, что думаю, что на сердце. Понятно, что обязательно будет статистика: что столько-то ребят сегодня выпускаются, столько-то среди них медалистов, у них было то-то и то-то… Но я хочу, чтобы мои слова не забылись, как только торжественная линейка завершится, – рассуждает Богдан Вячеславович.

Мысли эти родились у него из собственного опыта. Лобач вспоминает, как тогда, в 2003-м, им – выпускникам – директор долго-долго что-то читал из заготовленных листков, а потом все их убрал и обратился со словами: «Я вас прошу, главное – станьте людьми!».

– В тот момент я выпрямился, мысленно громко и четко, как клятву сказал сам себе: «Станем!» – рассказывает он. – И вот как я слова своего директора помню, хочу, чтобы и мои слова оставались в памяти, чтобы они пронесли их с собой по жизни, чтобы они помогали им в достижении целей и что-то значили для них и через год, и через пять, и через десять… 

Арсений АБУШОВ
Сергей КИРЕЕВ
и из архива Богдана Лобача


 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий