Общество

12:11, 30 мая 2017

170 Курчатовых и немец из девятой роты

 Сергей МИТРОФАНОВ
 Из архива «Тульского Искателя»

Представители регио­нальной организации «Тульский Искатель» подвели итоги весенней Вахты Памяти – 2017, проходившей в Белевском районе. Следопытами за время экспедиции были найдены останки 14 солдат Рабоче-крестьянской Красной армии.

Винтовки, котелки, часы
– У одного из бойцов в руках была зажата винтовка СВТ – все выглядело так, что он шел в атаку и погиб. При воинах лежали гранаты РГД-33, магазины к СВТ, – поделился поисковик Михаил Власов. – Пятеро солдат выходили из оврага в деревню Башкино, до крайнего дома оставалось буквально 20 метров. Их убили немцы, тела скатились вниз и так и остались там лежать. Но оружие нашли только у одного человека из пятерых. А всего обнаружили за время вахты пять винтовок СВТ и пару винтовок Мосина. Среди других реликвий – большие наручные часы, трофейная расческа, остатки портупеи, два котелка, один из которых с надписью «ПВ». Нашли в экспедиции и ложку с гравировкой «Курчатов».
Следопыт Евгений Боравлев уже просмотрел архивные данные на 170 убитых красноармейцев по фамилии Курчатов, но ни один из них не проходит погибшим или пропавшим в Тульской области. Кстати, Евгений в первый же день вахты вблизи лагеря обнаружил останки бойца с медальоном. Они лежали в ручье. Там же находились противогаз, на который и сработал металлодетектор, и фабричный мундштук.
– Но когда стали зачищать останки, показалась нога еще одного военнослужащего. Стали обкапывать второго. И наткнулись на третьего, – говорит Боравлев. – Рядом была немецкая колючая проволока. Скорее всего, как раз колючкой обматывали ноги убитых солдат и стягивали тела с края оврага. Поиск в тех местах можно вести комбинированный: то есть использовать металлоискатель и щуп. Но надо учитывать, что территория там очень сильно «замусорена»: плотность огня была такой, что лопату втыкаешь и выкапываешь порой десятка два осколков. Попадаются и очень крупные.

Как щуп «скажет»…
Большинство солдат обнаружили именно с помощью щупа. Если на дне многих траншей лежит колючая проволока, то только щуп и «скажет», есть ли человеческие останки возле металлических предметов.
– Специфика поиска под Белевом такова: мы понимаем, что человека во время боя засыпало землей на дне траншеи. А после войны траншеи заравнивали, то есть над останками еще сверху метр земли образовался. И плюс скидывали проволоку, – продолжает Михаил Власов. – Еще вариант: тела кто-то (немцы, красноармейцы или местные жители) складывал на дно окопов, предварительно забрав себе обмундирование и снаряжение. Например, в экспедиции поднимали на поле останки двоих бойцов: у одного ботинки, у второго только хлорница. Рядом лежали гильзы, донца от советских ракетниц, цинковые ящики советские, что говорило о принадлежности солдат к РККА. Но надо учитывать и такой факт: траншеи-то переходили из рук в руки, соответственно, рядом могут находиться немецкий противогазный бачок и советский ящик для патронов.
Участники экспедиции подробно объясняют: передний край немцы в бою могли отдать, наши сосредотачивались на отбитых вражеских позициях, а гитлеровцы в ответ начинали стрелять из минометов. Затем фашисты в атаке убивали оставшихся в живых красноармейцев. Тела бойцов прикапывали где-нибудь в углу траншеи.
– Затем вторая атака советских солдат. Опять немцы отошли, снова наши сосредотачиваются в траншее, опять их противник из минометов накрывает... Останки местами – в три слоя! Первый – лежащие на дне траншеи убитые в ходе начальных боев, второй – кто погибал во время последующих атак, а третий – это те, кого уже после войны стаскивали, – рассказывает Евгений Боравлев.

Неизрасходованные гранаты
В этот раз на белевских полях поисковики обнаружили и передали сотрудникам МЧС для уничтожения 42 взрывоопасных предмета.
Преимущественно попадались советские ручные гранаты Ф-1 и РГД-33. Также из земли извлекли снаряды калибра 37 и 45 миллиметров, несколько минометных мин различного калибра. 90 процентов находок – отечественные боеприпасы. Из немецких взрывоопасных предметов нашли пару гранат М24 и М39, а также минометные мины. Руководитель «Тульского Искателя» ­Сергей Бочин уточняет, что советские боеприпасы попадаются чаще потому, что немцы, как правило, свои гранаты и мины расходовали почти полностью, после чего отступали. Наши штурмовые группы накапливались – это были бойцы, увешанные гранатами. Их накрывало минометным огнем – то есть солдаты просто не успевали израсходовать свои боеприпасы. Скажем, бежит в атаку боец, у него при себе шесть «эфок». Одну кинул, вторую, потом в него попали осколки, человек погиб, а оставшиеся «лимонки» раскидало вокруг. Их сегодня и выкапывают на полях былых сражений.

Носок или свитер?
Попадались поисковикам и предметы снаряжения, и личные вещи солдат вермахта: каска, два или три противогазных бачка, а также редкий для наших мест целый немецкий алюминиевый личный опознавательный знак (ЛОЗ). Как сообщил исследователь из Германии Алексей Кислицын, жетон принадлежал военнослужащему 9-й роты 208-го пехотного полка. Скорее всего, ЛОЗ был утерян хозяином, поскольку останков рядом не оказалось.
– Вообще в Белевском районе любопытно сохраняются предметы: металл зачастую портится, но при этом неплохо сохраняются куски трикотажа – например, попался огромный кусок ткани. Одни предположили, что это что-то вроде горла от свитера. Другие говорят, что носок, – удивляется Михаил Власов.
Захоронение останков воинов пройдет в Белеве у Кургана Славы 22 июня.
А вообще поисковые работы на местных полях могут растянуться еще не на один год, убеждены собеседники. И сложно сейчас сказать, сколько точно там может лежать незахороненных советских солдат. Есть, например, под Белевом траншея, которую за все годы работы тульские искатели «вынесли» только процентов на 70. А сколько там всего таких запаханных траншей, хранящих массу тайн минувшей войны?
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему