Общество

09:54, 31 августа 2017

1957 Орден Ленина, автобусы, жулики

Андрей ЖИЗЛОВ
Сергей МИТРОФАНОВ

Крестьянская награда
27 декабря 1957 года Тульскую область за успехи, достигнутые в увеличении производства и сдачи государству продуктов сельского хозяйства, наградили орденом Ленина. Наградить было за что: в 1956-м в регионе строили более двух тысяч животноводческих комплексов, на что потребовалось около 182 миллионов дореформенных рублей.
Колхозы и совхозы охотно брали краткосрочные кредиты на приобретение техники. Только в 1956‒1957 годах в хозяйствах Тульской области появилось три с половиной тысячи тракторов, 1432 зерноуборочных комбайна, в том числе 639 произведенных в Туле. Благодаря мощной механизации сдачу сельхозпродукции государству удалось увеличить в два раза. Так что орден ‒ вполне по заслугам.
Наградили, кстати, не только область, но и тульских аграриев. В тот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР десять наших земляков получили звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина. Это председатели колхозов Анна Антипова (Алексинский район), Иван Семенов (Щекинский район), Сергей Федоров (Товарковский район), директор совхоза Александр Деев (Белевский район), первый секретарь Товарковского райкома КПСС Петр Бродовский, комбайнер Павел Арапкин (Ефремовский район), звеньевая Нина Панова (Богородицкий район), доярки Александра Климова (Епифанский район) и Анна Полякова (Ефремовский район).

Щекинские «коробочки»
В 1957 году на Щекинском дерево­обрабатывающем заводе освоили выпуск хлебных фургонов КХА-2-57. Их ставили на шасси ГАЗ-51А. Сегодня мало кто помнит, что на этом предприятии выпускали автомобили. Начато все еще в 1953-м ‒ щекинцы изготавливали деревянные кузовы для автомобилей ЖКХ, ставили их на «газовские» шасси и отправляли в Москву, где машину оборудовали специальной техникой. Помимо того, выпускали здесь автостанции для забора крови ПСЗК-64, аварийные машины с вышками для ремонта линий электропередачи ТВ-3. Но главной автомобильной продукцией Щекинского ДОЗа стали автобусы. Первые машины были 19-местными, на заводе их называли АП-19, хотя в стране и по документам они были известны как ГАЗ-651 или ПАЗ-651. Спрос был высоким: если в 1956 году щекинцы выпустили 337 автобусов с деревянно-металлическими кузовами, то в 1963-м ‒ уже почти 1200.
В конце 60-х в Щекине будут выпускать популярную «коробочку» КАвЗ-685, причем упростив ее конструкцию. А в 1969 году начали изготавливать опытные образцы 21-местного цельнометаллического автобуса АП-21. Его пустили в серийное производство в 1972-м, выпускали по полторы тысячи в год, но через пять лет ГАИ ужесточила требования к конструкциям автобусов в целях безопасности ‒ и Щекинский ДОЗ прекратил их выпуск, ограничиваясь съемными кузовами, вахтовыми машинами «Волгарь» и грузовыми фургонами.

Как «внуки» обчистили «дедушку»
В 1957 году в Белеве орудовала шайка жуликов, главарем которой являлся мужичонка, имевший аж три фамилии: он же Елизаров, он же Емельянов и он же Безуг­лов... Прикатил этот человек в Тульскую область из далекой Карелии и «приземлился» в провинциальном городке в местном коммунальном хозяйстве. Трудоустроился при этом на, скажем так, непопулярную должность. Дело в том, что товарищ был не только «многофамильным», но и «многофекальным» – вывозил нечистоты. То ли именно этот нелестный факт заставил его самоутверждаться необычным способом, то ли ассенизатору банально не хватало средств на жизнь – как бы то ни было, коммунальщик сколотил преступную группу и решил «отоваривать» добропорядочных граждан. Используя, можно сказать, психологический прием.
В один из воскресных дней 1957-го в Белев из Козельского района соседней Калужской области приехал колхозник Пересыпкин. Он-то и стал жертвой ловкачей-грабителей. Гость закупил на базаре все, что ему было нужно, а потом заглянул в чайную и сел за стол.
Тут-то и начался «театр» нескольких криминальных «актеров». Участники шайки подошли к незадачливому Пересыпкину. И один из них кинулся к селянину на шею, стал обнимать его и кричать: «Дедушка, родной!» А второй жулик в этот момент выхватил у колхозника «все, что нажито непосильным трудом»: чемодан с приобретенными вещами, сумку с едой, мужской плащ и 1800 рублей. После чего злоумышленники скрылись.
«Районная прокуратура напала на след грабителей, – информировала туляков в начале октября газета «Коммунар». – На квартире И. П. Елизарова были обнаружены похищенные вещи Пересыпкина. Ограбление Елизаров совершил при помощи некоего Третьякова и других сообщников. Грабители привлечены к уголовной ответственности». Правда, о том, какие сроки получили члены шайки, издание распространяться не стало.

Капуста стерпит, люди – нет
В 1957-м пресса регулярно бичевала вопиющие недостатки, связанные с несвое­временным вывозом нечистот, захламлением водоемов и так далее. Так, в Зареченском районе оружейной столицы никто не хотел чистить пруд, расположенный недалеко от улиц Заставной, Заварной и Пороховой. В результате он стал заиливаться. «Дело дошло до того, что в него сейчас начали сваливать нажигу (шлак, золу. – Прим. ред.) и мусор», – возмущались на страницах «Коммунара» Г. Новиков, А. Нестеров, В. Жуков и другие неравнодушные горожане. И еще ладно бы, что жители брали из пруда воду для поливки огородов – капуста и картошка все стерпят. Но вот купаться жарким летом среди плавающих бутылок, банок, различного гниющего хлама, согласитесь, «удовольствие» то еще.
Люди через СМИ выражали претензии и в адрес треста очистки в областном центре. И было, из-за чего. «В городе есть ряд выгребных ям, которые по нескольку лет не вычищались до конца и пришли в такое состояние, что теперь ими нельзя пользоваться, – справедливо негодовал депутат Тульского горсовета О. Кирсанов. – Такие выгребные ямы можно увидеть во дворах домов № 7 по улице Луначарского и № 4 по Советской. Жильцы неоднократно обращались в райжил­управления и городской трест очистки с просьбой привести ямы в порядок, немало слышали обещаний, но дальше этого дело не пошло».
Не лучше обстояли дела и в поселке Октябрьском Дедиловского района. Там явно у кого-то «хромала» логистика: во дворе дома № 20 по улице Ленина оборудовали детскую площадку. Но где? Недалеко от песочницы – в нескольких метрах – располагалась выгребная яма, откуда ручьями текло содержимое! Но не только это не устраивало жителей. Оказывается, площадку облюбовали взрослые. Однако они приходили туда не играть с детворой, а резаться в картишки – «что нередко заканчивается бранью», жаловались Устинова, Калугина и другие гражданки.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий