Рекламный баннер.

Общество

22:49, 23 мая 2012

Научить нравственности

Научить нравственности

Воспитание всегда считалось одной из целей, к которым стремится школа. Но если раньше до смысла нравственных понятий дети должны были дойти на классных часах, субботниках и спортивных соревнованиях, то теперь для этого есть дисциплина «Основы религиозных культур и светской этики». Можно ли за 45 минут научить детей тому, что такое долг и совесть, мы попытались узнать на уроке в тульской гимназии № 20.

– Из шести модулей, которые можно выбрать в новом предмете, родители моего класса предпочли светскую этику, – рассказывает на перемене учитель начальных классов с 24-летним стажем Марина Галактионова. – Дело в том, что пособие написал тот же педагог, что и наш учебник по русскому языку. Мы подумали – детям так будет проще, подход автора им уже знаком. Подготовка, конечно, отнимает у меня много времени – надо ведь подобрать материал так, чтобы он был доступен и одновременно интересен для учеников. Специальных занятий в этом году у ребят нет, нравственные ценности мы изучаем на уроках по окружающему миру. А в пятом классе у ребят в расписании появится отдельный час на этот предмет.
– Меня мама всегда спрашивает, что мы на уроках делаем. Но раньше мне неинтересно было об этом говорить. А с новым предметом – наоборот, самому хочется рассказать, – замечает Глеб Миронов.
– Мы здесь многое узнаем, например, о народах нашей страны, – добавляет Максим Антонов.
– И несложно совсем – ведь домашнего задания не задают. Оценки тоже не ставят, – улыбается Даша Лобода.
Звонок кладет конец нашей беседе…
Мальчик Дандар спрятался в раздевалке и никак не может решить: идти ему на репетицию, где его уже ждут одноклассники-артисты, или бежать на футбольное поле – в такой погожий денек друзья наверняка уже вышли играть. Вдруг «что-то ему подсказало» – и он отправился репетировать.
– Почему он поступил именно так? Что же ему «подсказало»? – интересуется у своего 4-го «б» Марина Галактионова.
«Понял, что у него есть обязанности», «Пойти на репетицию – его долг», «Совесть его замучила» – предполагают ребята. А после сами формулируют тему урока.
– А как узнать, что у человека есть совесть? Ее ведь нельзя увидеть и пощупать, – спрашивает Марина Вячеславовна.
– Если ты хороший поступок совершил, тебе тепло и солнечно, а если плохой – как будто что-то внутри сверлит и уши горят, – отвечает один из четвероклассников.
Учительница пробует было расспросить ребят, попадали ли они в ситуации, когда, как говорится, «совесть грызла». Но на такую откровенность школьники идут неохотно. Зато с радостью разбирают вымышленные случаи, якобы произошедшие все с тем же Дандаром. Вот он случайно разбил окно в школьном коридоре. Вот он идет на шахматный турнир, а ему звонит бабушка, которая внезапно почувствовала себя плохо. Каковы варианты разрешения ситуаций и какой выбрали бы вы? Дети ищут ответ на вопрос в группах.
В группах же они должны определить, какие «виды» долга бывают. Затем начинается общее обсуждение.
– Есть долг денежный, это всем известно, – рассуждают школьники. – Есть – перед родными. Он означает, что мы должны любить своих родителей, заботиться о них. Бывает – профессиональный. Например, идет доктор по улице и видит, что пешеходу стало плохо. Тогда он должен ему помочь…
– Значит, только доктор, а вы что же, мимо пройдете? – задает каверзный вопрос Марина Вячеславовна.
– Нет! Конечно нет! – наперебой восклицают ребята. – Нужно заботиться о тех, кто рядом!
Урок проходит на одном дыхании. Ученикам интересно, это видно сразу. Но по истечении 45 минут остаются вопросы, от которых очень сложно отделаться. Вспомнят ли дети пройденное по книгам правило о помощи ближним в тот момент, когда увидят на улице упавшего человека? А вспомнив, последуют ли ему?
Татьяна МОТОРИНА
Фото Геннадия ПОЛЯКОВА

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий