Общество

19:35, 07 июня 2012

Потяни за ниточку…

Мариана Ефимова – главный бухгалтер строительной компании, но самым большим увлечением для нее стало краеведение. Начиналось все прозаично: купила женщина компьютер и решила освоить фотошоп. На чем было учиться? Решила – на старинных фото, коих от бабушки Александры Федоровны Дроздовой осталось великое множество!

Где теперь
Варварин дуб?
Потом пришел интерес: а что же это за люди на снимках, какие родственные нити тянутся от них сквозь десятилетия к современникам? За сведениями пришлось обращаться в государственный архив в Туле и Москве, так и была восстановлена родо­словная вплоть до XVII века. Оказалось, одна из линий – Чачиных – восходит к Князевым, но, несмотря на звучную фамилию, все в роду Марианы были простыми крестьянами.
С детства запомнились ей рассказы бабушки  Александры Федоровны про родную деревню Страхово, что рядом с селом Бушово (сейчас Ленинский район Тульской области), про старинное житье-бытье.
Но только недавно удалось узнать, что страховские крестьяне в обозримом прошлом не были помещичьими крепостными – эта деревня принадлежала Веневу монастырю, а потом стала «государственной», или «экономической». Уже с первой половины ХIХ века страховские жили самостоятельной крестьянской общиной. Помимо земель, закрепленных за деревней и возделывавшихся местными жителями, были  и другие наделы, которые сдавались в аренду. Вот документ о том, что община прикупила еще один участок с мельницей. Доходы от нее шли на содержание плотины, дорог и мостов.
Совсем недавно Мариане удалось найти в архиве план деревни Страхово, выполненный две сотни лет назад. Дышит он не только стариной глубокой, но и романтикой. Судите сами: урочище Старый дуб, верх Варварин дуб (а верхами тогда называли, как ни странно, овраги!).
Плоды просвещения
В Бушове до революции был храм Казанской Божьей Матери, и несколько окружающих деревень, в том числе Страхово, составляли его церковный приход.   В селе располагались начальная школа, ремесленное училище, фельдшерско-акушерский пункт –  все это обустроила местная барыня Анна Михайловна Стрекалова, состоявшая в близком родстве с известным литератором и славянофилом Алексеем Степановичем Хомяковым.
Бушову она отдала сорок лет жизни и сумела из неприбыльного хозяйства сделать доходное и процветающее. Управляющим Анна Михайловна решила взять к себе немца, которого ей рекомендовали как человека делового, но тот, начав осмотр поместья с кухни для конюхов, огородников и плотников, поначалу отказался.
– Наладить дело я не смогу, – резюмировал иностранец. – У вас плохо кормят рабочих!
И только после того как помещица организовала качественное питание, приступил к управлению имением. На местном сырье наладили производство кирпича, и в 1907 году взамен сгоревшей деревянной школы началось строительство двух зданий. Из красного кирпича – под учебный корпус, из белого – под ремесленный. Поблизости выросло еще одно строение – народный театр. Существовало в Бушове и общество трезвости.
Стрекалова мечтала организовать в селе настоящий культурный центр. Наняв квалифицированных педагогов, настоящих российских интеллигентов, она обучала за свой счет деревенских детей со всех окрестностей.
Вот бушовская помещица среди сельских учителей. Фото 1915 года весьма интересное: приглядитесь к фигуре священника Ивана Дмитриевича Вьюкова  – для батюшки был оставлен стул по правую сторону, но он так и не смог прийти на съемку. Тогда мастер вырезал изображение священнослужителя с другого фото и вмонтировал в групповой снимок. Так что это один из первых опытов фотошопа! Барыня-просветительница Анна Стрекалова стоит в верхнем ряду, рядом с импозантным учителем в русской рубахе и с бородкой.
…Ежедневно помещица прогуливалась по селу, разговаривала с крестьянами об их житье, интересовалась здоровьем, заходила в дома. По праздникам в липовом парке с живописным прудом устраивались народные гулянья. Для молодежи организовывали состязания – бег в мешках, лазание по столбам, соревнования на лодках. Победители получали призы – новые ботинки, нарядные рубахи и красивые платки для своих любушек. Вечером на островке посреди пруда давал представления народный театр, там же выступал крестьянский хор под управлением церковного регента, а заканчивались праздники фейерверками.
Интересно, что муж барыни, крупный землевладелец, в Бушове не появлялся. Анна Михайловна жила тут с весны до осени, а на зиму отправлялась за границу. Свет видел в том интригу, но, как водится, в обществе поговорили да успокоились.
Бабушкино
наследство
Муж Александры Федоровны (дед Марианы) пропал на войне. Забрали Михаила Ивановича Дроздова по повестке военкомата в 1942-м, но до фронта он не добрался – по пути эшелон разбомбили, и солдат так и числится пропавшим без вести.
После Победы с двумя дочками Александра Федоровна перебралась из родного Страхова в Тулу. Зимой женщина работала в котельной, а летом торговала на Центральном рынке газировкой с тележки. По три копейки – с сиропом, по одной – без. А можно было еще за доплату взять с двойным сиропчиком, особенно сладкую и ароматную.
На базаре существовала еще одна «точка», торговавшая шипучкой, но в жаркий день очередь неизменно выстраивалась к Александре Федоровне. Характер у нее был легкий, неунывающий, и всем казалось, что вода у нее намного вкуснее…
Подросшая Мариана после школы часто прибегала к бабушке попить газировки с двойным сиропом и часами слушала ее рассказы. А еще у бабули хранились удивительные вещи: вышитые льняные полотенца и фрагменты старинной одежды, прялка. До глубокой старости Александра Федоровна пряла на ней шерсть и вязала родным теплые носки да варежки.
– Вот мои дедушка и бабушка, Михаил и Александра Дроздовы, с двумя детьми и моей прапрабабушкой на фотографии 1930 года, – рассказывает Мариана.  – Прапрабабушку звали Феврония.  А супруга ее… ну конечно же, Петром! Помните старинный православный праздник супружеской любви и верности, иначе называемый Днем Петра и Февронии?
Вот еще одно фото, где Феврония Чачина запечатлена с двумя взрослыми дочками – Агриппиной и Прасковьей. Сестры еще до войны в поисках лучшей доли уехали из Страхова в Москву.
Агриппина Петровна страдала чахоткой и очень тяжело переживала известие о том, что сын ее Михаил пропал без вести. У Марианы хранятся письма прабабушки Груши, написанные химическим карандашом и адресованные невестке Александре из Москвы в деревню. Вот одно из них, датированное июлем 1944-го:
«Шура, дорогая, картошка старая у нас по 35 рублей, я ее и не покупаю. Живу, моя милая, вашими харчами, мучкой и свекольным листом. Заказывала обедню и была сама именинница. Причащалась, все хорошо. А о своем дорогом и золотом Мишеньке оздравную молебенную служу, так мне сказал батюшка: «Не было похоронки, так служи о здравии».  …В Москве салют каждый день, но конца войны не слышно. Может быть, тогда бы и Мишенька пришел. При моем здоровии жизнь нерадостна, но хочется дожить до конца войны».
Победы Агриппина Петровна дождалась, а вот Мишеньки своего с фронта – нет. Умерла она в марте 1946 года.
Любовь
к отеческим гробам
Александра Федоровна не смогла побывать на похоронах свекрови, но в семейном альбоме хранилась фотография, сделанная в момент прощания на одном из московских кладбищ. Долгие годы Мариана мечтала найти место упокоения прабабушки. На скорбном снимке она разглядела необычную для православного кладбища часовню – выстроенную скорее в готическом стиле – и две оригинальные ограды, что и помогло в дальнейшем поиске.
…За могилкой более полувека никто не ухаживал, и она потерялась, но в регистрационных книгах удалось найти запись о том, что именно на этом погосте покоится Агриппина Дроздова. Побродив среди памятников, Мариана сделала несколько снимков часовни. И каково же было ее удивление, когда уже дома, отпечатав фото, она обнаружила на одном из них те самые оригинальные ограды, что были ясно видны на старом снимке. И ракурсы, в которых была запечатлена часовня в 1946 году и теперь, полностью совпадали. Получается, что, сама того не ведая, Мариана побывала на могиле прабабушки…
А еще женщина хотела найти изображение бушовского храма, ведь сейчас от церковного комплекса осталась одна колокольня. Мариана даже пыталась восстановить изображение по старинным фотографиям, попросив знакомого художника сделать наброски, но это было не то… Однажды совершенно случайно ей удалось списаться по Интернету с Еленой Евгеньевной Никифоровой из Электростали – внучкой одного из учителей Бушовской школы Михаила Дмитриевича Львова.  Оказалось, она трепетно хранит фото начала ХХ века, где запечатлена сельская улица, дом под соломенной крышей и храм Казанской Божьей Матери. И вот он, этот снимок!
…Мариана знала, что на бушовском кладбище покоится ее прапрадед Федор Князев. Когда-то потомки наводили порядок на его могилке, но, приехав сюда спустя много лет, не смогли отыскать памятник из  известняка. Совсем отчаявшись, собрались было уходить, но тут Мариана словно по наитию раздвинула заросли и… увидела край белого камня. Принялись расчищать его и на одной из сторон надгробия прочитали четкую надпись: «Федор Князев».
Таких открытий чудных Марианой уже сделано немало, но, будем надеяться, еще больше их – впереди.
Ксения РОМАНОВА

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий