Общество

20:06, 02 июля 2012

В мастерских – ветер перемен

«В училище моему ребенку лучше не поступать, а то их скоро закроют. Вот и в новом Законе «Об образовании» об этом сказано», – примерно так рассуждают некоторые родители, услышавшие звон, но не понявшие, откуда он. Что же все-таки ждет наши профлицеи и училища, колледжи и техникумы в ближайшем будущем? Об этом «ТИ» рассказал заместитель директора департамента образования областного министерства образования и культуры, начальник отдела профессионального образования Сергей СУББОТИН.

– Правда ли, что вскоре училища и профлицеи будут ликвидированы? Что говорит об этом проект нового Закона «Об образовании»?
– Действительно, учреждений начального профессионального образования не будет. Но это не значит, что учащихся распустят, преподавателей уволят, а на здания повесят замки. Дело в том, что уровень НПО, согласно тому же закону, сохраняется. Поэтому наше министерство как учредитель уже сейчас готовит процесс объединения училищ и техникумов, где есть смежные профессии.
– Много ли таких?
– Примерно 40 процентов учреждений  НПО.  Вот, например,  в  Новомосковске есть профессиональный  лицей № 18, где готовят отделочников, и строительный техникум. Их целесообразно объединить, сохранив два уровня образования. И процесс идет. В результате будет так: выпускник школы поступит сюда, чтобы получить рабочую профессию, а потом, если захочет, отучится еще и на специалиста. И ему уже не придется искать другое учебное заведение.
– То есть, в принципе, не обязательно получать среднее профобразование, можно, как и раньше, ограничиться начальным?
– Можно, конечно. Но даже в этом случае престиж вашего образования повышается: все-таки свидетельства об окончании колледжа и об окончании профлицея – не одно и то же.
– Престиж – может быть, а вот качество образования? На нем процесс объ­единения как-то отразится?
– Прежде всего он скажется на материальной базе, а для тех, кто осваивает рабочие профессии, это, сами понимаете, очень важно. Училища – более затратные учреждения, чем колледжи. Ребята бесплатно питаются, кроме того, там учится много сирот, а их полностью обеспечивает государство. При этом колледжи и техникумы имеют больше возможностей зарабатывать дополнительные средства. И эти деньги помогут поддержать те училища, которые войдут в состав колледжей.
Правда, оптимизация обострит одну серьезную проблему. При объединении учреждений освобождаются здания, причем, что греха таить, их состояние оставляет желать лучшего. Для коммерсантов они непривлекательны, поэтому пустуют. А мы за них налоги платим. Есть такие «коробки», например, в Донском, Липках, даже в тульском Скуратове. Как избавиться от этого балласта, пока неясно.
– Насколько я понимаю, присоединение «младших братьев» к «старшим» – не единственный путь оптимизации. Вот, например, тульский профлицей № 26 стал колледжем строительства и отраслевых технологий. Есть ли другие примеры такого «повышения в звании»?
– Да, уже до конца этого года два железнодорожных училища – в Туле и Узловой – получат новый статус. Следующим летом они смогут производить набор на две-три специальности СПО. А в будущем году за ними, как мы предполагаем, последуют еще три учреждения.
– И у них появится гарантия того, что их ни с кем не сольют, а директора не будут опасаться увольнения? Ведь, наверное, у руководства большинства учебных заведений процессы слияния радости не вызывают, скорее наоборот...
– Вот поэтому мы призываем их самим проявлять активность. Честно скажу: в том виде, в каком существуют сегодня некоторые учреждения, они не выживут. Потому что к ним поступает все меньше детей, их выпускникам сложно найти работу, не подписаны договоры с предприятиями – социальными партнерами. Сейчас директор не должен сидеть в кабинете, он обязан бегать, договариваться, искать внебюджетные источники финансирования… А мы, со своей стороны, дадим учреждениям хорошую возможность заработать. Мы планируем сократить бюджетные места по популярным профессиям в пользу платных.
– А что тогда делать детям из малообеспеченных семей?!
– Бюджетные группы обязательно сохранятся, мы же не станем нарушать конституционные права на бесплатное профессиональное образование! Мало того: поступить в колледж или техникум можно будет без всяких экзаменов – это тоже прописано в новом законе. Но есть у нас такие специальности, которые традиционно пользуются большим спросом и которые учащиеся готовы получать даже за деньги: например, автомеханик, повар, парикмахер. Вот тут мы и создадим платные группы. И расценки, поверьте, у нас будут совсем невысокие, куда привлекательнее, чем в коммерческих структурах. При этом контрольные цифры приема сохранятся на прежнем уровне – мы «перебросим» часть бесплатных мест на другие профессии.
– А какие-нибудь новые специальности открывать планируете?
– Мы будем комплексно подходить к проблеме. В 1990-е годы у нас как грибы после дождя множились популярные тогда направления. Взять «куст» Донского, Новомосковска, Узловой, Кимовска. Там сейчас в каждом учреждении готовят автомехаников. Никто не спорит с тем, что эта профессия нужна, но рынок труда уже перенасыщен такими специалистами. Поэтому теперь наша главная задача – понять, какие предприятия есть в той или иной части области, какие специалисты им нужны и сколько. Исходя из этого, мы сможем скорректировать перечень профессий, по которым готовят в наших учреждениях, находящихся на той или иной  территории.
Кроме того, существуют два учебных заведения, которые требуют повышенного внимания: Алексинский гидрометеорологический техникум и Крапивенский лесхоз-техникум. Они вместе с тринадцатью другими учреждениями были переданы из федерального в областное подчинение в этом году. Те специалисты, которых они готовят, не слишком востребованны на рынке труда Тульской области, а Рослесхоз и Росгидромет уже не поддерживают с этими учебными заведениями такие близкие отношения, как раньше. В нынешнем году мы не имеем права их перепрофилировать, но в следующем это наверняка произойдет.
В Крапивенском техникуме уже есть довольно перспективное направление – ландшафтный дизайн. Кроме того, мы подумываем об открытии в нем туристических специальностей, учитывая то историческое место, где он находится. Что касается Алексина, то там, скорее всего, сделаем упор на подготовку химиков.
– Каковы сроки этих масштабных процессов – оптимизации, перепрофилирования учреждений?  
– Начнутся они в 2013 году, но до конца года, думаю, не успеем, так что закончатся, скорее всего, уже в 2014-м. Многое будет зависеть от того, какой переходный период даст нам Закон «Об образовании».
Беседовала
Татьяна МОТОРИНА
Фото Геннадия ПОЛЯКОВА

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий