Общество

20:37, 01 августа 2012

Полярники. Пять лет спустя

Ровно пять лет назад тогда еще депутат Государственной думы Владимир Груздев, заместитель председателя нижней палаты федерального парламента Артур Чилингаров и доктор технических наук Анатолий Сагалевич совершили историческое погружение на дно Северного Ледовитого океана. На глубине более четырех тысяч метров участники экспедиции первыми в мире установили российский триколор.

Подготовка к погружению продолжалась не один год. Специалисты настраивали и дорабатывали технику (под толщу льда члены отряда опустились на глубоководных аппаратах «Мир-1» и «Мир-2»), а участники экспедиции штудировали матчасть и занимались на специальных тренажерах, чтобы в экстремальных условиях здоровье не подвело.
– Мы с Анатолием Сагалевичем уже стреляные воробьи, а для моего коллеги по Госдуме Владимира Груздева это был первый подобный опыт, – вспоминает сегодня уже член Совета Федерации от Тульской области Артур Чилингаров. – Готовился он, как говорится, не покладая рук. Так же он трудится и на должности губернатора. Владимир Сергеевич во всем проявляет стальную волю и, несмотря на все трудности, идет к главной цели – сделать регион процветающим, а жизнь населения – комфортной.
…Судно «Академик Федоров» с «Мирами» и полярниками на борту покинуло петербургский порт 10 июля 2007 года и взяло курс на Северный полюс. Впоследствии к нему присоединился атомный ледокол Мурманского морского пароходства «Россия». Погружение было назначено на 2 августа. Погода оказалась благоприятной – море почти спокойное, температура воды на поверхности – минус один, воздуха – около нуля.
В 9.28 по московскому времени первый батискаф с Владимиром Груздевым, Артуром Чилингаровым и Анатолием Сагалевичем опустился в прорубь, а спустя почти два с половиной часа путешествия сквозь толщу мутно-зеленой воды оказался на самом дне Ледовитого океана. Тогда российские ученые-океанологи и полярные исследователи впервые в истории освоения Арктики провели исследования на глубине более четырех тысяч метров. При  помощи специальных щупов и ловушек (все оборудование изготавливалось с учетом особенностей полярного эксперимента) ученые отобрали пробы океанического грунта, изучили геотермальные и гидрохимические характеристики. На поверхность они  захватили две 30-литровые емкости с водой, а также уникальные фотографии и видеозаписи. А на дне в память о себе оставили метровый флаг России, изготовленный на калининградском заводе «Факел» из титанового сплава, не подверженного коррозии. На знаке рабочие выгравировали имена бесстрашных пилотов, ради науки рисковавших жизнями.
– Ближе к двум часам аппараты начали подъем на поверхность, – рассказал Артур Чилингаров. – Процесс оказался нелегким: за то время, что мы провели на глубине, батискаф успел покрыться плотным слоем ила. В какой-то момент возникли сомнения, что нам вообще удастся покинуть океаническое дно. Но все члены экипажа сработали отлично, и наш «Мир» все-таки пошел вверх.
Однако на этом испытания для полярников не закончились. Уже практически достигнув цели, аппарат потерялся и почти 40 минут плутал в поисках проруби. Но, к счастью, она была найдена в плотном ледяном покрове, и участники экспедиции вышли на воздух целыми и невредимыми.
С успешным завершением миссии их в тот же день поздравляли Президент РФ Дмитрий  Медведев и космонавты МКС.
– Спустя три года мы решили повторить наш подвод­ный опыт и опустились на дно Байкала на 1 680 метров, – добавил сенатор. – Это максимально известная глубина этого озера. В идеале хотели бы обнаружить на дне точку хоть на 10 метров, но глубже, но, к сожалению, не удалось.
На пятилетие своего арк­тического подвига участники северного плавания ничего подобного не планируют. Артур Чилингаров, например, предполагает отправиться в московский ресторан с подходящим названием «Экспедиция» и туда же хочет пригласить своих коллег по «Миру-1».
– У нас есть еще одна общая мечта, и реализовать ее очень скоро вряд ли получится, – признался он. – Тем же составом мы хотим покорить Марианскую впадину, то есть опуститься на глубину порядка одиннадцати километров. Пока у российских специалистов нет подходящего оборудования, но они уже ведут работу в этом направлении. Так что, думаю, нет ничего невозможного.
Маргарита ЧЕРКАСОВА
Фото пресс-службы
правительства
Тульской области

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий