Общество

11:33, 06 апреля 2017

Без права на равнодушие

Без права на равнодушие
Софья МЕДВЕДЕВА
Сергей КИРЕЕВ

Молодых учителей физики, информатики, математики в школе меньше, чем их сверстников-гу­ма­ни­тариев, – они часто находят себя в другой профессии. Преподаватель физики тульского центра образования № 3 Дарина Лисицина педагогике не изменила. Она преподает уже десять лет и может с уверенностью утверждать: учить точным наукам – это искусство.

Физика – это не страшно
…Длинный школьный коридор, а в нем – столпившиеся у одного из кабинетов девятиклассники. По законам, установленным строгим учителем, вход в кабинет – только со звонком. Пока мальчишки и девчонки толпятся в коридоре, Дарина Лисицина раскладывает аппаратуру, записывает на доске новую тему. На столе – чашка чая: перевести дух молодому учителю можно только так, украдкой на переменах, – восемь уроков каждый день еще никому не давались легко…
Дарина загорелась мечтой о преподавании еще в школе. Перед глазами у нее всегда был пример для подражания – учитель физики и классный руководитель, который привил любовь не только к предмету, но и к работе с детьми.
– Точные науки мне всегда были интересны, – говорит она. – Поэтому вопрос о том, на какой факультет поступать, даже не стоял. К тому же профессия учителя у нас даже стала семейным делом: моя старшая сестра тоже преподает физику.
Первые свои школьные шаги Дарина сделала еще в институте – учительский звонок прозвенел для нее на 4-м курсе.
– Было очень страшно, – вспоминает педагог. – Доверили преподавать сразу у старшеклассников. Разница в возрасте небольшая – мне было всего-то двадцать лет. Трудно заработать авторитет у 17-летних юношей и девушек, а ведь еще нужно их чему-то научить!
Физика и без того предмет непростой, а тут еще и новый учитель, незнакомый кабинет с непонятными надписями на доске и приборами… Для ребят это большой стресс.
– Когда семиклассники приходят ко мне на первый урок, жутко боятся и меня, и физики, ведь для них все в новинку, – делится Дарина. – А старшеклассники еще и подначивают их, пугают высокими требованиями. Но я стараюсь, чтобы дети на моем уроке не чувствовали себя скованно: устраиваю дискуссии, работу в группах. Если ребята на уроке не чувствуют себя напряженно, значит, ты заслужил их доверие.

10 часов на полеты в космос
Никогда не останавливаться в развитии – главное жизненное кредо педагога, ведь детям будет просто неинтересно с учителем, закрывшимся в своем маленьком мирке, не знающим ничего, кроме своего предмета. Именно поэтому участие в любых конкурсах для Дарины Лисициной – настоящая потребность. Совсем недавно она стала абсолютным победителем городского учительского конкурса «Профессионал-2017», к тому же завоевав приз в номинации «Искусство учить точным наукам». На конкурсе педагог представила мастер-класс по астрономии – предмету, который уже давным-давно исключили из школьной программы, втиснув в курс физики в старшей школе. Кстати, со своим проектом Лисицина будет участвовать в областном этапе конкурса «Учитель года России».
– Мне очень жаль, что на астрономию отводится так мало времени в программе, – сетует Дарина. – Она есть только в 11-м классе – и то всего 10 часов! А ведь астрономия не ограничивается знанием только Солнечной системы. Поэтому приходится проявлять инициативу: стараюсь проводить дополнительный час астрономии в старшей школе, думаю над тем, чтобы знакомить с этим предметом еще и девятиклассников – многие в десятый уже не идут и этот пробел останется у них на всю жизнь.
Большая карта звездного неба на стене в кабинете физики неизменно привлекает внимание учеников. Изучают ее ребята не только на уроках, но и на перемене. А затем закрепляют полученные знания на практике: весной Дарина ­Сергеевна вместе со своими подопечными выходит смотреть на звездное небо. Благодаря этим практикумам на свежем воздухе ребята знают не только, в какой части неба находится то или иное созвездие, но и легенды, связанные с ними.

Хобби – лучшая разрядка
Конкурсы, уроки, дети… Как не сойти с ума в таком потоке информации и не перегореть? С такой проблемой сталкиваются многие молодые учителя. У Дарины Лисициной есть свой секрет.
– Учительство – это определенный стресс, ведь с детьми бывает довольно тяжело, – говорит она. – Их много, а ты одна, и с каждым нужно найти общий язык. Все они совершенно разные, со своими проблемами и мечтами… Для того чтобы научить ребенка любому предмету, не только физике, зачастую нужно знать даже о том, что происходит в его семье. Учитель не должен превращаться в конвейер – отвел урок и забыл. Все дети оставляют определенный отпечаток в нашей жизни: старшеклассники воспринимают педагогов как старших товарищей, с которыми можно обсудить все на свете и обратиться за советом. Для младших – мы строгие, но справедливые наставники. Ребята доверяют нам, а мы не имеем права оставаться равнодушными. И для того, чтобы было легче переживать все это, нужно уметь отвлекаться, иначе надолго тебя может не хватить. Конечно, сейчас существуют специальные профессиональные курсы, рассказывающие о том, как не перегореть на работе. Я же считаю, что лучший способ отвлечься – хобби. С детства я занимаюсь спортом, какое-то время на серьезном уровне играла в баскетбол и волейбол. Сейчас на это времени не так много, поэтому я остановила свой выбор на танцах – это хорошая эмоциональная разрядка.
…Отведенные на физику сорок пять минут пролетели быстро. Ребята торопливо дописывают на листочках самостоятельные и расхватывают с учительского стола свои телефоны, предусмотрительно собранные Дариной ­Сергеевной перед началом урока. За дверью – очередь из тех, кто желает исправить плохие оценки или, наоборот, получить дополнительное задание. Глоток чая – и снова за работу…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий