Общество

18:19, 05 сентября 2016

Боевой рабочий полк

 Сергей МИТРОФАНОВ

В этом году мы будем отмечать 75-летие героической обороны Тулы. Немалая заслуга в том, что гитлеровским войскам не удалось захватить оружейную столицу, принадлежит Тульскому рабочему полку.

В нем почти не было военных профессионалов – костяк составляли мирные люди, не имевшие серьезного армейского опыта: от вчерашних школяров до стариков. Тем не менее ополченцы смогли отразить многочисленные атаки солдат вермахта, уверенных в том, что Тула падет точно так же быстро, как и Минск, Киев, Брянск, Орел… Но фашисты просчитались.

Чтобы врагу ничего не досталось
Свою историю Тульский рабочий полк ведет с формирования как на территории областного центра, так и на периферии десятков истребительных батальонов. Они были призваны бороться с вражеским парашютным десантом, диверсантами, шпионами, дезертирами, мародерами, охранять железную дорогу, объекты связи и крупные предприятия, то есть поддерживать порядок в тылу в условиях военного времени.
Уже ко 2 июля 1941 года в нашей области появился 91 батальон общей численностью 9100 человек, которых в народе уважительно называли «ястребками».
В период эвакуации из районов области именно бойцы истребительных батальонов сохраняли различные материальные ценности. Так, батальоны Тулы, Мордвесского, Иваньковского, Ленинского и Сталиногорского районов под систематическим пулеметным огнем вражеских самолетов и неоднократными бомбардировками осенью 1941-го
полностью вывезли дорогостоящее импортное оборудование плавского завода «Смычка». Кроме этого, была оказана эффективная помощь плавским свиносовхозам – в итоге живность немцам не досталась.
Пройдет совсем немного времени, и часть бойцов этих формирований отправится в действующую армию. А еще часть вместе с эвакуируемыми предприятиями уедет в глубь страны. Придется вновь создавать отряды «ястребков», которые будут сражаться с гитлеровцами в районе Черепети. Вот так и получилось, что бойцы, призванные следить за порядком в тылу, оказались на передовой – война стремительно вносила свои коррективы.
В конце октября 1941 года на Тульском направлении складывалась тревожная ситуация. Немецкая бронетехника со стороны Орла рвалась к Туле. Многим было понятно, что силами одних только военнослужащих Красной армии отстоять город будет весьма трудно. И потому 23 октября Тульский городской комитет обороны принял важное постановление о формировании рабочего полка, командиром которого стал капитан-пограничник Анатолий Горшков. Правда, на момент назначения на новую должность офицер находился далеко за пределами оружейной столицы – руководил работой бойцов, вывозивших хлеб с элеватора, на станции Горбачево в Плавском районе. Тогда были отгружены и своевременно отправлены в тыл десятки эшелонов с зерном.

«Атаки отражены, город наш»
В полк вошли как представители истребительных батальонов, прошедшие программу военной подготовки, так и рабочие и служащие местных заводов и учреждений, ранее не привлекавшихся ни в какие воинские соединения. Без сложностей, к сожалению, не обошлось. Так, многих туляков пришлось вооружать старыми французскими винтовками, заряжать которые было нелегко. А кроме того, на каждый ствол приходилось всего-то по пять патронов... Пара минут боя – и дальше винтовку можно использовать разве что как дубину. Снабдили ополченцев и английскими пулеметами «Льюис», но и к ним боеприпасов насчитывалось, как говорится, кот наплакал. А еще выдали итальянские гранаты, которые, правда, обладали слабым поражающим действием… С горькой усмешкой тут можно вспомнить фразу из фильма «Белое солнце пустыни» про «гранаты не той системы».
Пришлось в пожарном порядке искать более мощное оружие – и вскоре полк получил его: винтовки СВТ, отечественные гранаты, автоматы, пулеметы и противотанковые ружья. Со всем этим уже можно было воевать. Но тут Горшков столкнулся с новой проблемой – нужно было срочно обучить ополченцев владеть этим оружием. А время поджимало!
27 октября полк выдвинулся на рубеж обороны Тулы, прикрывая ее южную окраину от высоты 225,0 до Воронежского шоссе. По словам историка Наталии Чугуновой, первый бой ополченцев с немцами непосредственно вблизи города произошел в ночь с 29 на 30 октября, когда кавалерийский взвод полка, посланный в разведку, натолкнулся на фашистов в районе Новобасова.
А вот 30 октября с раннего утра уже весь ТРП отражал атаки немецких танковых и моторизованных частей. Оккупанты массово применяли орудия и минометы. Немцам с ходу взять город не удалось. Полк понес большие потери – в частности, в первый день штурма Тулы погиб комиссар полка Григорий Агеев, впоследствии удостоенный звания Героя Советского Союза. Он выносил раненых с поля боя и был убит пулеметной очередью.
Но серьезный урон был причинен и противнику. По танкам били наши артиллеристы, бронированные машины выводили из строя и ополченцы, вооруженные гранатами, противотанковыми ружьями и бутылками с зажигательной смесью.
Не так давно историки обнаружили дневник начальника штаба 766-го стрелкового полка 217-й стрелковой дивизии старшего лейтенанта Василия Бенцеля, в котором приводится масса ранее неизвестных подробностей первых дней боев за Тулу.
«30 и 31 октября, 1 ноября – это решающие дни борьбы за Тулу, дни отражения бронированных банд Гудериана, дни борьбы, которых я еще не видел.
Люди, вооруженные винтовками, гранатами, при незначительном количестве артиллерии отражали по 4 атаки танковых частей в количестве от 20 и до 100 машин. Атаки отражены, город наш. Исход борьбы решили преданность, стойкость бойцов и командиров.
Одновременно с ураганным обстрелом наш фронт атаковали 54 танка противника, причем из них 34 тяжелых и средних атаковали участок обороны рабочего полка в парке Осоавиахима и во фронт 2-го стрелкового батальона 156-го полка НКВД справа Орловского шоссе в направлении мехинститута, – писал Бенцель. – Перед всей обороной поставлена задача: отрезать следующую за танками пехоту от прорвавшихся танков. Эта задача была выполнена. Батальон немецких автоматчиков залег в землю и под интенсивным огнем наших подразделений откатился в лощину по направлению Н. Басово – Кирпичный завод, потеряв до 100 человек убитыми. Танки очутились без пехоты и под непосредственным огнем зениток, противотанковых орудий и героической атакой танковых истребителей. В 16.00 противник в третий раз попробовал с ходу танками сломить нашу оборону – не удалось.
С наступлением темноты в 20.00 до 50 танков в четвертый раз двинулись на наши позиции, но безуспешно. 6 чудовищ запылали. Так, на протяжении целого дня нам удалось отбить 4 ожесточенных танковых атаки врага». Любопытный факт: первый миномет, выпущенный тульскими оружейниками в период осады города, был передан именно рабочему полку, что говорит о том, насколько серьезно командование относилось к этому формированию.

Танки превращались в металлолом…
«Рогожинский, Волоховский поселки (на Орловском направлении) стали ареной двухнедельных ожесточенных боев. Около сотни танков бросил Гудериан в наступление на Тулу, – вспоминал Анатолий Горшков. – Но сломить нашего сопротивления врагу не удалось. Героические защитники города не дрогнули и не отступили. Много фашистских танков туляки превратили в лом. За время ожесточенных боев только рабочий полк противотанковыми ружьями и бутылками с горючей смесью уничтожил 5 танков, а от меткого артиллерийского огня их погибло во много раз больше».
Историк Наталия Чугунова убеждена, что роль Тульского рабочего полка в критический период обороны города, когда ощущалась острая нехватка регулярных частей, следует признать весьма значительной. Так, Наталия Васильевна в своей книге «Городской комитет обороны в истории военной Тулы» приводит письмо полковника Александра Константиновича Мельникова от 2 декабря 1941 года на имя Василия Гавриловича Жаворонкова, в котором отмечается: «Если бы не было полка НКВД, рабочего полка, вряд ли зенитчики удержали бы Тулу».
7 ноября 41-го городской комитет обороны принял постановление о вручении Красного знамени Тульскому рабочему полку «за проявленную стойкость, мужество и храбрость в борьбе с германским фашизмом». Отмечены были и многие бойцы. Вот лишь несколько эпизодов. Орденом Красной Звезды наградили Евгения Васильевича Ховаева. Находясь на линии огня, он служил примером для сослуживцев. При выводе из строя пулеметного расчета Ховаев сам встал за пулемет, открыл огонь и не давал возможности фашистам продвигаться вперед. А 7 ноября, находясь со взводом в обороне, он заметил на крыше дома в Рогожинском поселке немецкого автоматчика и короткой очередью уничтожил его.
А сандружинница Татьяна Павловна Мельникова под сильным огнем противника бесстрашно оказывала первую помощь раненым бойцам. 14 раненых с полным вооружением она вывела с поля боя в укрытие, оказала им первую помощь и отправила в медпункт. Все это происходило утром 30 октября в ходе сражения за Рогожинский поселок. Мельникову наградили медалью «За отвагу».
История Тульского рабочего полка волнует многих исследователей. Ее в разное время пристально изучали историки и фронтовики Иван Исаев, Алексей Сафронов, Юрий Апарин, Сергей Новиков, Александр Лепехин... Работа по восстановлению полной картины «сороковых, роковых» продолжается и сегодня. Специалисты устанавливают данные обо всех ополченцах ТРП, выясняют, кто из них погиб, при каких обстоятельствах и где был захоронен.
…После того как гитлеровцев отбросили от Тулы, полк расформировывать не стали. В дальнейшем ТРП превратился в регулярную часть Красной армии – 766-й полк 217-й стрелковой дивизии, который принимал участие в ожесточенных боях за Калугу, Юхнов, Жиздру, Карачев, Брянск, Клинцы, Гомель, Рогачев, Бобруйск, Кенигсберг...
Подвиг Тульского рабочего полка в оружейной столице не забыт: в честь него названа улица, о нем выходят документальные книги и фильмы. А весной прошлого года у стен Тульского кремля появился памятник сотрудникам органов госбезопасности, партизанам, бойцам разведывательно-ди­вер­сионных групп и истребительных батальонов, участвовавшим в героической обороне Тулы осенью – зимой 1941 года.
Он служит напоминанием: туляки – мирные люди, но если Родина в опасности – на ее защиту встанут и стар и млад. Так было и так будет.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему