Общество

20:37, 17 декабря 2012

Буханки с «бонусами»

Специалисты все увереннее заявляют о росте цен на так называемые социально значимые продукты – хлеб, молоко, мясо... А потому региональный комитет по предпринимательству и потребительскому рынку решил собрать тульских производителей и руководителей крупных торговых сетей области за столом переговоров. – Наши хлебозаводы не повышали цены уже два с половиной года, – начал беседу гендиректор ОАО «Тулахлебпром» Николай Стативко. – И только этой осенью решили, что дальше терпеть невозможно. Четвертый квартал нынешнего года станет убыточным для тульских производителей хлеба, потому что цены на сырье растут. Но проблему можно решить, если сети умерят свои аппетиты.
Как пояснил Николай Стативко, раньше доставка товара осуществлялась магазинами, теперь же обязанность легла на плечи производителей. Это дополнительные затраты, которые вроде и нужно заложить в стоимость продукта, но резко повышать цены – неправильно по отношению к потребителям. К тому же в торговых сетях не только делают наценку процентов 15, но и с хлебозаводов собирают «бонусы» в размере тех же 10–15 процентов от стоимости продукта. А это незаконно, что подтвердил руководитель тульского УФАС Юрий Елагин:
– Существует постановление правительства, в котором значится список из 10 основных продуктов питания, за продажу которых нельзя взимать «вознаграждения», – заметил он. – В их число входят и хлеб, и молоко.  
– Но это «бонусы» не за товар, а за услуги, – тут же парировал гендиректор одной из торговых сетей. – Мы же их, можно сказать, рекламируем.
Но поддержать коллег решил руководитель молочного комбината Сергей Митусов:
– Зачем нам эти услуги, мы что – сами не рекламируемся? Наша компания тратит приличные суммы на различные акции, дегустации, рекламу в СМИ и на улицах городов региона. К примеру, нам одна торговая сеть в ультимативной форме заявила, что теперь товар нужно возить не в магазины, а в ЕРЦ (единый распределительный центр). Конечно, определенное удобство в этом есть: мы доставили всю продукцию в одно место и не заботимся о том, сколько чего нужно каждому отдельному магазину сети, но за это берут те самые пресловутые «бонусы». И называют их оплатой услуг маркетинга и логистики. Так ведь самим гораздо дешевле развозить товар по точкам!
В разговор вступил заместитель председателя регионального правительства Павел Воронин, отметивший, что споры между производителями и продавцами  определенно не пойдут на пользу жителям региона, и предложил им компромиссы.
– Если уж необходимо повышать цены на хлеб, если это экономически обусловлено, то это нужно сделать, – считает заместитель председателя. – Но не на 15 процентов, а на три. А торговые компании, в свою очередь, могут снизить на эти же три процента свои «вознаграждения». И тогда все останутся довольны, в том числе и потребители.
Стоит отметить, что разногласия производителей с ритейлерскими сетями не сводятся исключительно к цено­образованию. Объем представленных на прилавках тульских продуктов тоже оставляет желать лучшего: согласно озвученной председателем областного комитета предпринимательства Кириллом Гузовым информации, этот показатель колеблется от 16 до 20 процентов.
– А нужно 60–70 процентов, – заметил Павел Воронин. – Дикость, конечно, что тульские товары не хотят брать в других регионах, но в то же время это происходит потому, что там делают ставку на собственных производителей. В Англии, к примеру, сейчас работает программа «100 миль». Там люди покупают в магазинах только продукты, произведенные в пределах ста миль от их населенного пункта. Пусть они стоят несколько дороже, зато и покупатели, и торговые сети поддерживают местный бизнес. Если сейчас руководство сетевых компаний не изменит своей политики, люди просто свернут дело и уедут. А это значит, что сократятся рабочие места, постепенно будет падать уровень жизни и снизится покупательская активность.
– Да, мы готовы брать тульские продукты, – заверили сетевики. – Мы же не закрываем для них свои прилавки. Просто иногда привезет фермер фургон картошки, а она немытая, нерасфасованная, даже бумаг никаких на нее нет. А он: «Берите!» Что же, нам подставляться под нарушение закона или людям продавать товар, который может оказаться некачественным?..
В конечном итоге и продавцы, и производители согласились с тем, что представителям разных сегментов одного рынка необходимо чаще и продуктивнее общаться, идти друг другу на уступки. Однако насколько они готовы к конструктивному диалогу – покажет только время.
Яна КАЛЮЖНАЯ      
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему