Общество

09:00, 28 февраля 2014

Что пост грядущий нам готовит

 Марина ПАНФИЛОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Самым важным, светлым и поучительным временем в православном календаре является период Великого поста и Пасхи. Это большое испытание, ведь воздерживаться людям приходится не столько от скоромной пищи, сколько от страстей и греха, о чем сегодня наша беседа с председателем информационного отдела Тульской епархии игуменом Агафангелом (Болдиным).

– Отец Агафангел, как подходить к Великому посту человеку крещеному, но не воцерковленному?
– Первым шагом вступления в Церковь должно быть покаяние. Нельзя идти по выбранному пути и сворачивать в сторону, не может быть половинчатых мер, если человек хочет приблизиться к намеченной цели. И время Великого поста способствует этому. Надо сорганизовать свою жизнь, работу, время и все посвятить главной цели. При этом помнить, что сам пост – не цель, а средство для достижения Бога, воскресшего Христа. Если это устремление есть, оно должно развиваться, если нет – надо его в себе воспитывать; в нашем суетливом сегодняшнем мире само, без усилий, ничего на голову не упадет и в сердце не прорастет. Нужно потрудиться, напрячь душевные силы, которые дремали доселе, и с максимальной пользой для души прожить это не такое уж и долгое время.
– Очень часто общение с Богом у людей выражается лишь в просьбах.
– Жертва Богу – дух сокрушенный, и как раз все время Великого поста и посвящено этому, человек жертвует: питанием, временем, привычками. Уж так получилось, что сегодня все мы – потребители. Но надо помнить каждому, что не он, любимый, центр мироздания, а Бог – явившийся, воплотившийся ради нас. Господу приятны и прошения наши, так устроено, что люди, как неразумные дети, просят у Родителя. Но приходит пора взрастать в зрелый возраст из детства и не только выпрашивать, но учиться отдавать Ему. И посты в этом смысле – наша малая жертва Богу.
– Вспоминается роман Ивана Гончарова «Обрыв», где пожилая женщина Василиса вымаливала у Господа исцеления своей захворавшей барыне, пообещав, что в Киев на богомолье потом сходит. А когда ее молитвы были услышаны – барыня исцелилась, старуха поняла, что погорячилась в обещании и по  немощи в такую даль не дойдет. И священник заменил ей обет на другой: зная пристрастие Василисы к кофе, велел впредь воздерживаться от сего напитка.
– То была малая жертва при определенных обстоятельствах. Но в современном мире рассматривать пост как некое диетическое предписание уже нельзя. Это лет двадцать назад постящийся человек обрекал себя на большие ограничения, а сегодня…
– Авокадо, ананасы, кальмары, креветки…
– И в итоге можно так объесться постными блюдами! Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли. Слишком просто и легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял страшную смерть на Голгофе. Нет, пост – это возможность сораспяться со Христом. Пост установлен для всех – и для монахов, и для мирян, он не является повинностью или наказанием, его следует принимать как спасительное средство, своего рода лекарство и лечение для каждой человеческой души.
– У кого-то из отцов Церкви есть высказывание: подсчитай стоимость своего обеда с мясом, потом – его же стоимость без мяса, вычти разницу и отдай бедным, это и будет пост.
– Это изречение Иоанна Златоуста, и любовь к ближнему, забота о бедных – лучшая жертва Господу. И для этого не надо далеко ходить: у каждого есть старушки-соседки, одинокие, нуждающиеся. Мне после Нового года одна бабушка на приходе сказала: «Денег совсем не было, так я в праздничную ночь чайку с сушками попила…» Бывает, что и вместо праздничного кулича простую булочку освящать приносят: только на нее денег хватило. А смысл поста – в совершенствовании любви к Богу и ближним, и если потратить немного денег и времени – сегодня оно также высоко ценится, – то это будет большой заслугой, поскольку на любви основывается всякая добродетель.
А кстати, насчет обеда с мясом: в некоторых монастырях Средиземноморья монашеский стол стал мясным, оно в разы дешевле рыбы и морепродуктов. А поскольку там живут на подаяние, то лепту вдовицы тратить на соблюдение пищевых канонов не считают нужным.
– Но тут есть еще одна опасность, о которой предупреждали святые: гордыня, тщеславие – матерь всех пороков. И любой человек подвержен ей во всякое время, оделся ли он нарядно – гордится, оделся на фоне других скромно – опять гордится, поел обильно – кичится, а поел постно – а вот я каков, смиренен и выдержан, куда всем до меня!
– Ужасаться здесь ничему не надо, но самое время порассуждать об аскетике, поскольку в пост все должны стать – хоть немножко – монахами. А главная задача монаха – борьба с грехами и страстями, не случайно святые отцы такую брань рассматривали детально. И опыт этой борьбы, школы – изнуряющий, трудный, но необходимый – оставили нам. Ведь что происходит с человеком в пост? У одного святого спросили: как испытать ад? И он ответил: нужно закрыться в келье, из которой предварительно вынесены Священное Писание, молитвослов, Псалтырь, и... не молиться. А через некоторое время все, что тебя окружает, начнет мучить и истязать, и худшего состояния не придумать. Это говорит о том, что ад наполняет человека изнутри, а человек есть дух, облеченный плотью. И когда эта плоть истончается постом, то через нее начинает проступать некая образина, появляются раздражительность, озлобленность, нетерпение или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается в их искоренении. Сплошь и рядом случается наблюдать, как человек, на первый взгляд добрый, обходительный, который истомил себя воздержанием, превращается в сущего беса для окружающих – лучше бы не постился, а то мяса не ест, а ближнего пожирает. И в заключение вспомним слова Иоанна Златоуста: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих. Будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степенен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния…»
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Влюбленные в небо

27 февраля, 14:01

Погорела на водке

27 февраля, 09:00

На эту же тему