Общество

18:43, 10 июня 2014

Давай с тобой поговорим

 Татьяна МОТОРИНА
 Елена КУЗНЕЦОВА

«Я из школьных уроков английского только одно запомнил: «Ландан из зе кэпитал оф Грейт Британ», – такая шутка бродит по Интернету, а в каждой шутке есть, как известно, лишь доля шутки. Что необходимо изменить в системе обучения, чтобы ребята наконец-то заговорили на иностранном языке? И сдали обязательный ЕГЭ по инязу в 2020 году.
Девяносто тысяч
за две недели

Даже те ребята, которые уже поступили в вуз, знанием иностранного не блещут.
– Если не говорить о факультете иностранных языков, у большинства первокурсников уровень владения ими, пожалуй, средний. Тех, у кого он выше, мало, – констатирует заведующая кафедрой английского языка факультета иностранных языков ТГПУ имени Л. Н. Толстого Елизавета Вишнякова. – Больше всего проблем у студентов с устной речью. У них приличный словарный запас, они знают грамматику, но выразить свою мысль зачастую затрудняются. Относительно легко справляются с этим лишь процентов десять учащихся.
В прошлом году информационный центр при Тульском городском управлении образования подготовил целое исследование, проведя опрос среди педагогов и старшеклассников обычных и профильных школ. Так вот, 68,8 процента учащихся на вопрос: «Что вы считаете наиболее важным для себя при изучении иностранных языков?» – ответили: «Обучение устной речи». А учителя, с которыми нам довелось пообщаться, не сговариваясь твердят: дети не говорят, поскольку нет постоянной практики с носителями языка.
Казалось бы, проблему может и должен решить Интернет, который есть в каждом учебном заведении. Почему бы, например, не организовать сеанс видеосвязи с классом из страны изучаемого языка?
– У меня была такая идея, но, когда я приступила к ее реализации, поняла, что ради этого нужно вообще ничем другим какое-то время не заниматься, – рассказала молодой педагог из школы №71 Светлана Леошина. – Надо собирать документы, вести телефонные переговоры, ездить в Москву... Для обычного учителя с его нагрузкой все это нереально.
Есть еще способ заставить человека заговорить – отправить его на стажировку, то есть поместить в языковую среду. Но для родителей это чаще всего неподъемные расходы. Вот, например, одна из крупных частных школ иностранного языка в Туле набирает группу учащихся для поездки на две недели в Нью-Йорк. Стоимость обучения без учета перелета и расходов на оформление визы – порядка 90 тысяч рублей. Притом что средняя зарплата в нашем регионе – порядка 23 тысяч рублей. Комментарии, как говорится, излишни.

Рай для репетитора
Занятие в частном языковом центре Тулы – в довольно тесной и душной комнатке трое учеников за партами. Тут так и ждешь методического разнообразия – и подопечных мало, и педагога в жесткие рамки никто не ставит. Но нет: проверка предложений из «домашки», чтение и перевод текста, и все это по очереди. А где же проблемные задания, разыгрывание диалогов?
Тем не менее услуги языковых центров и репетиторов пользуются большой популярностью. Согласно уже упомянутому опросу к ним прибегают 22 процента учащихся, еще 38 процентов подумывают об этом. Вот как объясняет успех таких частных школ директор одной из них Олег Протопопов:
– В общеобразовательной школе программа, на мой взгляд, перегружена: детям предлагается изучить за три года то, что по нашим учебникам они осваивают лет за пять. Кроме того, у нас в группе максимум шесть человек, так что преподаватель может индивидуально поработать с каждым. Да и сами методические комплексы такие увлекательные, что затягивают детей, даже если им изначально не было интересно. К сожалению, в обычном учебном заведении педагог ограничен в выборе учебников.
Учителя общеобразовательных школ, впрочем, далеко не со всем согласны. Да, группы у них действительно большие: существует даже правило, что класс меньше 25 человек вообще не делится! Разница между группой в 6 человек и в 24, конечно, колоссальная. Но зато учебными пособиями и программой они довольны. Готовясь к уроку, говорят педагоги, в любом случае пользуешься информацией из самых разных источников. А что касается перегруженности программы… Хоть десять часов иностранного в неделю введи – если дома ребята не работают, то материал они не освоят.
Для того чтобы работали, нужна мотивация. Как у детей, так и у родителей. В случае с частными преподавателями мотивация есть как минимум у того, кто платит деньги. А вот в школе… Согласно опросу 9,6 процента старшеклассников считают уроки иняза неинтересными, еще 47,3 процента отметили, что иногда они увлекают, а иногда нет.
Однако, к чести тульского образования, есть учителя, которые решают обе главные проблемы – отсутствие практики и недостаток мотивации.

Откуда что берется
По словам министра образования Тульской области Дениса Бычкова, за качество знаний по любому предмету отвечает в первую очередь директор учебного заведения, он и должен организовать изучение так, чтобы оно было эффективным.
В крупные школы нашего региона планомерно закупают лингафонные кабинеты. И, как наша репортерская группа убедилась на уроке в школе № 71 города Тулы, учеба в них по-настоящему увлекает ребят.
Другое сильнодействующее средство мотивации – выполнение творческих заданий.
Пять лет подряд учитель английского языка тульского лицея №3 Тамара Шегурова проводила конкурсы английской песни.
– Мы называемся «лицеем искусств», наши ученики поют, танцуют, занимаются художественным творчеством, – рассказывает она. – У нас возникла идея использовать эту сферу деятельности, чтобы поддержать интерес ребят к языку. Первый конкурс был просто школьным, на второй собрались ученики учебных заведений Пролетарского района, затем подключились школы других районов города, а на последний приезжали представители Узловой, Дубны и Щекина. Желающих оказалось столько, что пришлось попросить коллег выставлять только по одному-два самых лучших номера. Костюмы, постановка, выбор песен – ребята готовились весьма серьезно. На одном из конкурсов возникла такая ситуация: члены жюри, вернулись в зал после совещания и не поверили собственным глазам – участники без конферансье выходили на сцену, исполняли любимые песни, а зрители подпевали и аплодировали…
И даже привезти иностранцев в уездный город Узловую для некоторых наших учителей не проблема. Педагог школы №61 Лидия Баринова рассказала «ТИ», что благодаря ее бывшей ученице, а ныне – преподавателю Тульского государственного педагогического университета, удалось пригласить на встречу носителей языка.
– Ребята пробовали общаться, задавать вопросы, – рассказывает Лидия Николаевна. – Когда на английском слов не хватало, переходили на русский. Но в целом они и гости друг друга поняли. Мы, учителя, смотрели и удивлялись: откуда что берется, даже у тех, кто никогда не блистал!    
Некоторые родители, прочитав этот текст, скажут: мол, о чем вы вообще здесь толкуете, просто дайте нам хорошего учителя, а неуча заберите! Да, в школе, как и в любой сфере деятельности, есть люди случайные, непрофессиональные, просто уставшие. И, конечно, они не могут научить детей иностранному языку, который по сложности, кстати, стоит на втором месте после математики. Но это уже, согласитесь, совсем другая проблема – кадровая, которая требует отдельного разговора.
Как правило, когда экзамен по определенному предмету становится обязательным, школьники принимаются за этот предмет всерьез. То же, по всей видимости, произойдет и с иностранным языком. Выпускники выучат грамматику, фразовые глаголы, научатся решать тесты и лучше ориентироваться в тексте, но готовности к реальному общению, по мнению многих учителей, все равно не приобретут. Поэтому в экзамен обещают включить устную часть. Изменит ли она что-то в сложившейся ситуации, покажет время.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий