Общество

00:00, 27 мая 2017

Дело – табак

Екатерина ГАРБУЗОВА

«В России курят 44 миллиона человек, 40 процентов взрослого населения. И врачи курят точно так же, как и остальная популяция. Это никуда не годится! Курящий врач не может оказывать помощь больному с табачной зависимостью: он не только неубедителен, он казуистичен», – так приветствовал участников семинара «Повышение эффективности оказания медицинской помощи пациентам в отказе от курения» Валерий Лыков, разработчик модели взаимодействия медицинских работников с теми, кто жаждет бросить курить.

Семинар состоялся в Тульском клинико-диагностическом центре в преддверии Всемирного дня без табака, который отмечается 31 мая.

Без порядков и стандартов
Личность врача, по убеждению Лыкова, является ключевой для пациента. Толстый доктор не может лечить обжор, курящий – курильщиков. Мы отстаем от развитых стран лет на тридцать: в США сегодня курят не более трех процентов медицинских работников, а нас в этом вопросе опережают только китайцы. В столичных больницах до сих пор существуют вполне легальные места для курения, и московский гость очень удивился, что в Туле таковых нет: закон в провинции выполняется.
Многочисленными научными исследованиями доказано, что курящие в среднем живут на 5–6 лет меньше, чем те, кто не курит. У заядлых курильщиков укорачивается жизнь, по некоторым данным, более чем на 10–14 лет. Курение, независимо от количества потребляемых в день сигарет, папирос, трубок, а также электронных сигарет, приводит к заболеванию ишемической болезнью сердца, хроническим бронхитом, эмфиземой легких, бронхиальной астмой, бронхоэктатической болезнью и раком.
В России ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака, погибают свыше 300 тысяч граждан, что связано с высокой степенью распространенности этой вредной привычки.
Однако в стране до сих пор нет ни порядков, ни стандартов оказания помощи больным с табачной зависимостью, Фонд обязательного медицинского страхования не оплачивает ее оказание, и врачи стараются/не стараются кто во что горазд. Курильщиков пестуют терапевты, пульмонологи, кардиологи, гастроэнтерологи и, естественно, психиатры с наркологами. Хотя последние должны брать на себя только тяжелых больных, у которых табакокурение сочетается с алкогольной, наркотической зависимостью, – пациентов, которым следует бросить курить, так много, что на всех этих узких специалистов просто не хватит.
Пациенты с табачной зависимостью в основном социализированы, часто занимают высокие посты, и в наркодиспансеры – в том виде, в котором они сегодня существуют, – никто из них не пойдет. Соответствующая служба должна существовать отдельно – это понятно, но затраты на ее «отделение» слишком велики.
Еще одной проблемой Лыков считает тот факт, что врачи, обращая внимание на физическое состояние курящего больного, зачастую игнорируют его психологические страдания. А именно они заставляют уже, казалось бы, бросившего курить пациента вновь возвращаться к своей пагубной привычке.

Лучше бы ты курил…
Чем же может помочь курильщику современная медицина? Исполняющий обязанности заместителя главного врача по лечебной работе Тульского областного наркологического диспансера Роман Макаров считает, что выбрать доктору есть из чего. Но именно – доктору: самолечение тут недопустимо. И широко распространившаяся практика покупать различные средства и применять их самостоятельно не только не избавляет от курения, но даже способствует обострению соматических заболеваний, напрягает отношения с семьей до откровенных пожеланий типа: уж лучше бы ты курил!
Отказ от курения содержит в себе столько подводных камней, что без доктора лучше не рисковать. Врач выяснит длительность курения, его интенсивность, степень мотивированности больного бросить это дело, учтет сопутствующие заболевания и назначит не только медикаментозное лечение, но и психотерапевтическое сопровождение, без которого эффекта не будет. Никотинозаместительная терапия – краеугольный камень помощи в отказе от курения – это пластыри, спреи, жевательные резинки и другие средства, содержащие чистый, без канцерогенов и смол, никотин. Они – вполне полновесные лекарственные средства, и если не ориентироваться в дозировке, то можно, бросив сигареты, получать иным путем столько никотина, сколько мы, куря, не получали. Постепенное снижение дозы никотина в пластырях и спреях тоже должен регулировать врач, сообразуясь с состоянием больного.
В никотинозаместительной терапии главное – отсутствие ритуала: получая никотин в форме пластыря, человек постепенно отходит от среды, субкультуры.
Сегодня специалисты отмечают новый вызов, с которым придется бороться в ближайшем будущем, – это вошедшее в моду курение электронных сигарет. Потребители электронных сигарет – вейперы гордятся тем, что их курят, и создают свою субкультуру. А ведь в жидкостях для курения, из которых образуется напоминающий дым пар, хотя и не содержатся элементы дыма, но есть вызывающий зависимость никотин. Кроме того, содержание пропиленгликоля, обладающего канцерогенными свойствами, и то, что пар электронной сигареты состоит из более мелких частиц, чем сигаретный дым, а значит, глубже проникает в дыхательные пути, вызывает очень серьезные опасения.
Несколько иную роль в лечении табачной зависимости играют агонисты и антагонисты никотиновой группы, они снижают тягу к употреблению табака и делают его прием, мягко говоря, малоприятным. Эти таблетки, блокирующие никотиновые рецепторы, продаются в аптеках по рецептам, и самостоятельный их прием тем более нежелателен.
Седативные (успокаивающие) средства также всегда назначаются бросающему курить, поскольку он пребывает в стрессе , бывает, что назначают антидепрессанты и ноотропные средства – в случаях, когда без них больной не справляется.
Психотерапевтическое сопровождение необходимо бросающему курить в любом случае, и оно оказывается в наркологическом диспансере обязательно.

Главное – мотивация
Куда же в первую очередь должен обратиться за помощью человек, который решил бросить курить? В участковую поликлинику или центр здоровья, считает Ольга Касторных, заведующая отделом межведомственных и внешних связей Тульского областного центра медицинской профилактики и реабилитации им. Стечкина.
В регионе именно в первичном звене здравоохранения действуют 24 кабинета отказа от курения на базе кабинетов медпрофилактики и у врачей-наркологов поликлиник. Но, может быть, обращение в центр здоровья и предпочтительней: здесь сделают исследование на смоклайзере, определив уровень угарного газа в организме, и спирометрию – функцию внешнего дыхания. Для многих отклонения от нормы являются дополнительным аргументом в пользу отказа от курения.
Врач, к которому обратился пациент, в первую очередь предложит тест никотиновой зависимости, определив стаж курения, вовлеченность в этот процесс и степень мотивации к отказу от вредной привычки. Мотивация – главное, без нее никакая помощь неэффективна. Если человек достаточно мотивирован, его сразу проконсультируют и, скорее всего, назначат никотинозаместительную терапию. Алгоритм дальнейших действий – в зависимости от того, как дела пойдут.
В любом случае в кабинете отказа от курения дают информационный листок, где в том числе есть телефоны профильных горячих линий. Звоните – и вам помогут.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий