Общество

14:41, 27 декабря 2022

Дорогу осилит идущий: спустя 8 лет жители добились перемен в своем селе

Дорогу осилит идущий: спустя 8 лет жители добились перемен в своем селе

Ирина Мельханова
Геннадий Поляков
 

Поговорки так и просятся для иллюстрации этой истории. И вода здесь потекла по трубам, потому что «лежачих камней» с фонарем не сыщешь. И фонари зажигаются – после многих лет кромешной темноты, в которой тонуло село, еще недавно освещаемое по вечерам только фарами проносящихся по трассе машин. И сама дорога – та, что три года назад была самым страшным местом в Старой Колпне, стала просто дорогой к дому. Но этому предшествовал долгий путь.

Скатертью дорога

Начинать рассказ, пожалуй, нужно именно с дороги.

Проблем в Старой Колпне Щекинского района хватало, конечно, и прежде, но жили как-то потихонечку, не жаловались. А потом «потихонечку» из лексикона пришлось изъять – через село, аккурат по центру, пролегла качественная автомобильная дорога.

Ключевое слово тут – «качественная». В 2006 году участок автодороги Щекино – Ломинцево в районе села Старая Колпна был реконструирован. Старенькая, разбитая проезжая часть, где черт, может быть, ногу и не сломит, а вот автовладелец подвески лишится с большой вероятностью, заметного трафика через село не создавала. Новенькое асфальтовое покрытие быстро сделало этот участок куда более востребованным у автомобилистов. А в 2016-ом дорогу закольцевали, и отрезок, идущий через село, перестал быть «аппендиксом»…

Срезать путь до Щекина или в обратном направлении, без пробок, да по ровной дороге – кто ж откажется? Знак на въезде призывает ограничить скорость до 40 километров в час, но это же – фурам на смех! Кому он указ – этот знак, когда ни камер, ни радаров, ни светофоров здесь отродясь никто не видел, как и полицейских – ни в засаде, ни «лежачих»?

Пешеходную «зебру» в селе можно было увидеть с той же вероятность, что и живую. Никаких тротуаров. Ноль работающих уличных фонарей: столбы электрические поставили, только на баланс их никто не взял.

Словом, дорогу сделали замечательную, а вот о тех, кто использует ее для продвижения не вдоль, а поперек, забыли напрочь.

В светлое время суток через Старую Колпну за час пролетало столько легковушек, автобусов и грузовиков, сколько в лучшие времена не числилось жителей на все село. А число обитателей, тем временем, стало сокращаться.

Первыми полегли под колесами практически все местные кошки. Дальше – страшнее.

С января 2016 года по май 2018-го на участке менее километра протяженностью, проходящем через село, пострадали 8 пешеходов. Один случай стал смертельным.

Сельчане поняли: или они одолеют дорогу к справедливости, или местная дорога одолеет их.

IMG_9355.JPG

Раньше, чтобы перейти дорогу, сельчанам приходилось долго ожидать на обочине, выгадывая, когда в потоке транспорта наметится разрыв. Теперь машины ждут пешеходов.

IMG_7138.JPG

 

Обещанного восемь лет ждут

«…Через село Старая Колпна Щекинского района проходит автомагистраль регионального значения. На участке 850 метров, проходящем через наше село, при реконструкции … не предусмотрено никаких мер безопасности для передвижения населения по своей территории. Не было восстановлено уличное освещение. Не проложены лежачие полицейские. Не оборудованы пешеходные переходы. Не сделаны тротуары… Создалась катастрофическая угроза для жизни людей. Доказательством этого являются статистические данные по ДТП за совсем небольшой период, выданные центральной районной больницей № 3 города Щекина…».

Это – цитата из обращения сельчан в… Да практически во все возможные инстанции. Начав с писем в Щекинское ДРСУ, отделение ГИБДД по Щекинскому району, в дорожный отдел районной администрации, в «Тулаавтодор», в министерство транспорта и дорожного хозяйства, жители Старой Колпны за несколько лет дошли до обращений, адресованных в администрацию президента и правительство страны.

Неравный эпистолярный бой за пешеходную безопасность стартовал в 2016 году. С одной стороны – огромная бюрократическая машина, с другой – сельский староста Виктор Козьяков и четыре барышни из инициативной группы жителей: Эльвира Новикова, Татьяна Чепко, Елена Степанова и Наталья Панфилова.

К тому моменту инициативная пятерка уже имела за плечами двухлетний опыт сражений за права сельчан. Безуспешный, правда. С 2014 года эта команда вступила в переписку с властями всех уровней, надеясь провести в Старую Колпну коммуникации систем водоснабжения и водоотведения. Представьте, их в селе тоже не было. Сколько стояла Старая Колпна, столько таскали граждане воду для всех нужд из местных колодцев. Мылись из ведер, стирали в тазах, «удобства» – во дворе.

«…Наш населенный пункт окружен городской чертой Щекина со всеми его водоканализационными системами, буквально в нескольких метрах от домов жителей. Мы соседи знаменитой Ясной Поляны, всего в 5 километрах от нее. Рядом находится промышленный гигант «Щекиноазот». Несмотря на это, людей Старой Колпны обрекают на пожизненное унижение – жить с выгребными ямами, а природа обречена на гибель, и это все в 21 веке», - писали староста и компания. И надеялись.

Среди прочих жителей села надежды разделяли не многие. О водопроводе здесь мечтали давно, за несколько лет до этого собирали уже документацию, сдавали деньги… Но были втянуты в финансовую авантюру, остались у ни с чем, да и махнули рукой – стоит ли вновь наступать на те же грабли?

А, когда в 2016-ом инициативная группа решила заняться еще и дорогой, земляки вовсе стали поглядывать на неугомонных общественников саркастически. Мол, что вам не живется спокойно? Больше всех надо?

Ответные письма копились, копилась усталость, а дело, вроде бы, не двигалось. Но пословица «Вода камень точит» в этот сюжет, как оказалось, тоже отлично ложится.

IMG_9390.JPG

Прежде колодец был единственным источником питьевой воды в Старой Колпне. Теперь достаточно открыть кран.

IMG_7002.JPG

 

Новая жизнь Старой Колпны

Бюрократия – это всего лишь система управления, к слову, одна из древнейших и действенных. В этой системе тоже работают люди. И среди них есть неравнодушные, отзывчивые, готовые помочь.

За годы хождений по инстанциям и официальной переписки Виктор Козьяков и Эльвира Новикова, взявшая на себя функции общественного представителя, медленно, но верно пополняли ряды сторонников.

Практически на каждом уровне находился кто-то, кто старался поддержать, продвинуть дело вперед в силу своих возможностей. И к 2019 году, когда еще одно обращение жители Старой Колпны решили адресовать в «Тульские известия», количество переросло в качество.

Летом 2019-го журналисты «ТИ» приехали в село вместе с уполномоченным по правам человека в Тульской области Татьяной Лариной. Публикация в региональной газете и официальные запросы уполномоченного стали той каплей, которой недоставало до критической массы. Чаша переполнилась, и, в каком-то смысле, излилась в водопровод Старой Колпны.

В декабре 2019 года проект «Водоснабжение д. Старая Колпна МО Ломинцевское Щекинского района Тульской области» получил долгожданное финансирование. Строительство в рамках программы модернизации и капремонта объектов коммунальной инфраструктуры района началось в 2020 году.

- Главная линия водопровода у нас проходит со стороны улицы, как раз вдоль всей дороги, по центру села, - объясняет Татьяна Чепко. - После этого, кто прокол сделал в стене, а я через подвал трубы пустила. И – пожалуйста – мой, стирай, сколько хочешь! Машинка стиральная работает. В ванной по-человечески помыться можно, не то что, когда воду ведрами таскали, а потом грели…

- Пока дождались вольной воды, чего только не натерпелись, - вспоминает жительница Старой Колпны Галина Варзар. - Иной раз руки просто опускались. Даже хотела отсюда уезжать. Сил не было таскать воду – семья-то у меня большая. Эльвире Андреевне, общественнице нашей, говорю: «Наверное, буду дом продавать». А она: «Нет! Будем добиваться!» И ведь добились же.

А как только централизованный водопровод был проложен, и все желающие подвели воду в дома, пришла очередь дороги. Староста села к тому моменту уже переехал в другой район, но боевая четверка прекрасных дам довела дело до полной и безоговорочной победы.

- По обеим сторонам дороги появились полноценные тротуары, - рассказывает Эльвира Новикова. - Мы и на один были согласны, чтобы только не по проезжей части не ходить, но сделали с двух сторон – честь по чести! Транспорт с тех пор будто совестью кто наделил. Выходишь из автобуса, и не боишься оказаться под колесами, идешь вдоль дороги и не оборачиваешься ежеминутно, не летит ли кто тебе в спину. И, что интересно, меньше транспорта стало. Видимо, без возможности лихачить дорога привлекательность для многих утратила.

- Дети на велосипедах летом катались – впервые уж не помню, с какого года, - улыбается Галина Варзар. - Мои-то дети давно выросли уже, так все за соседских боялась, как бы кого машиной не сшибло. За водой на колодец и то страшно отправить было, а велосипеды-самокаты у всех тем более были под запретом. Сидели ребята по дворам, за оградкой. А теперь смотрю и радуюсь: и с колясками мамы гуляют, и с малышами, и кто постарше на улицу высыпали…

- Два перехода, четыре «лежачих полицейских», - перечисляет Татьяна Чепко. - Мы-то два «полисмена» просили, а сделали по одному на въезде, и еще два ближе к центру. Теперь и захочешь – не разгонишься. А еще после всех мытарств у нас наконец-то появилось уличное освещение. Вдоль всей центральной улицы, по обеим сторонам дороги теперь светло. И на душе, знаете, тоже светлее как-то…

IMG_9280.JPG

Еще три года назад асфальт в селе принадлежал исключительно машинам. Сейчас на тротуарах могут спокойно разминуться несколько пешеходов.

IMG_7177.JPG 

 

Прямой путь

Эта история, кроме прочего, интересна тем, что, несмотря на протяженность, в ней не было места бытовой «грязи», что иной раз пристает даже к добрым, по замыслу, делам.

Активисты не устраивали шумных акций, обошлись без скандалов, склок и стяжательства. Ни один из чиновников, реально поддержавших сельчан, не использовал эту ситуацию для пиара. Все, кто в этой истории заслуживает упоминания, просто делали свое дело и старались уважать других.

- Знаете, ведь многие за нашими спинами шушукались, мол, ничего-то у них не получится. И не получилось бы, - улыбается Эльвира Новикова. - Если бы не люди, которые нам помогли. Губернатору региона Алексею Дюмину спасибо – лично мы с ним пообщаться не сумели, но при его содействии министерство ЖКХ внесло наше село в план модернизации коммунальной инфраструктуры. Министерству и министру Олегу Дючкову благодарность – не подвели, финансирование выделили, работы организовали в срок. Татьяне Лариной спасибо – взяла затянувшееся дело с дорожной безопасностью под личный контроль. Главу и замглавы администрации МО Ломинцевское – Игоря Миронова и Инессу Рейн благодарим, что уделили нам много внимания и при необходимости оказывали помощь. В дорожно-строительном отделе Щекинской районной администрации мы в разные годы общались с Александром Бычковым, Дмитрием Пугачевым, Татьяной Сурковой – всем им спасибо за неравнодушие. И «Тульским известиям» спасибо. Нет-нет, вы не улыбайтесь! Мы каждую публикацию по селу развешивали, собрания с газетой в руках проводили… Ведь в нашей истории что важно? Если твое дело правое, не сдавайся! Тогда и помощь придет, откуда не ждешь. Хороших людей много. А в народе как говорят: с надежным попутчиком любая дорога вдвое короче.

IMG_9398.JPG

Теперь можно не опасаться машины, вылетающей из-за поворота: 4 «лежачих полицейских» на территории села не дадут лихачам разогнаться, как бы тем ни хотелось.

IMG_7253.JPG

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий