Общество

12:05, 09 июня 2017

Двадцать лет оберегая детство

 Нелли ЧУКАНОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Социально-реабили­та­ци­онный центр для несовершеннолетних № 1, что находится в Туле на улице Седова, 31-г, в июне празднует двадцатилетие со дня своего открытия.

Правда, раньше он назывался несколько иначе – Центр социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В здании, где расположилось учреждение, в советские времена был детский сад. Но ребятишек в девяностые годы прошлого века рождалось мало, дошкольные заведения пустовали. И при этом по всей стране было столько беспризорников и маленьких попрошаек, что меры требовалось принимать незамедлительно. Садик закрыли, а буквально через несколько дней здесь открылся социозащитный центр. И вот уже тринадцать лет учреждением руководит Галина Ковалева.
В ее подчинении сейчас находятся три подразделения: на улице Рихарда Зорге, куда до исправления трудной жизненной ситуации, сложившейся в семье, направляют мальчиков и девочек в возрасте от трех до восемнадцати лет; на Калинина, где работают с детьми-инвалидами; и на Седова, где оказывают помощь ребятишкам в возрасте от трех до двенадцати лет, пострадавшим от жестокого отношения.
Сразу оговоримся, что под жестокостью в данном случае подразумеваются не только побои, но и психологический прессинг, когда детей беспрестанно унижают близкие люди, и пренебрежение насущными потребностями несовершеннолетних.
Увы, и в наше время случается, что подростки годами не посещают школу и едва умеют читать и считать.
– На Зорге у нас сейчас находится семнадцатилетний парень из области, – рассказывает Галина Петровна. – Два года нигде не учился. Мать его лишили родительских прав. Женщина пьет, жить с ней под одной крышей просто невозможно. У нас мальчик успешно окончил девять классов, теперь подбираем ему подходящий колледж. Очень важно поддержать парня именно сейчас, когда он находится на перепутье, ведь человек по сути хороший – трудолюбивый, отзывчивый, в помощи никогда не откажет. Известно, что однажды он во время пожара спас двоих малышей. Но при этом юноша очень подвержен чужому влиянию. Такой попадет в плохую компанию и – пропадет.
А прошлой зимой сюда поступил парнишка из Узбекистана. Позвонил, когда на улице стояли жуткие холода, и рассказал, что живет в строительном вагончике и очень хотел бы попасть в центр, где тепло и хорошо кормят. Ну как откажешь пусть уже довольно большому, но ребенку, оказавшемуся в беде? Взяли и его, накормили, обогрели, усадили за парту. Сейчас всем миром решают, что делать дальше, устанавливают местонахождение родителей парнишки.
Безразличие и равнодушие некоторых матерей и отцов по отношению к своим детям поражают. В центре находятся две сестренки-школьницы. Они очень привязаны к своей маме, но та ни разу не навестила дочек с октября прошлого года, хотя обещала, что трудоустроится и непременно заберет их домой. И вроде бы работу нашла, да продержалась совсем недолго. В суд, где шла речь о лишении ее родительских прав, женщина явилась, но была абсолютно спокойна и равнодушна, даже не просила не отбирать дочерей.
Еще одна мама оставила пятилетнего сынишку дома, заперев дверь на ключ. Вроде бы собиралась вернуться совсем скоро, но, загуляв с друзьями, задержалась на двое суток. Все это время бедного малыша подкармливали соседи, передавая продукты через форточку.
А другая мать чуть не довела единственную дочку до самоубийства. Бабушка, ранее занимавшаяся воспитанием ребенка, умерла, отца девочки не стало еще раньше. Волей-неволей матери пришлось заниматься девочкой. Женщину раздражало в дочери все: не выключила свет в комнате – скандал, забыла вымыть после обеда тарелку или убрать фантики от конфет – снова истерика и оскорбления. Когда у матери спросили, есть ли в ее двенадцатилетней дочери хоть что-то хорошее, хоть какие-то положительные черты, та безапелляционно ответила: «Нет!»
Неудивительно, что и ребенок поверил в то, что он хуже всех на свете. Постепенно девочкой овладели мысли о суициде, и психологам центра далеко не сразу удалось справиться с этой проблемой. Решена она была только после того, как мать лишили родительских прав, а девочке подобрали замещающую семью. Сейчас она спокойна и счастлива, занимается в художественной школе, ее любят. И страшные мысли ушли. Хочется надеяться, что навсегда.
– Мы боремся за сохранение для ребенка родной семьи до последнего. Если необходимо, помогаем мамам и папам найти работу, устраиваем на лечение в наркологический диспансер. Бывает, по несколько раз возвращаем ребятишек из центра в семью и обратно. С детьми и родителями работают психологи, для бесед приглашаем священника. И только если ничто не помогает, вместе с опекой готовим документы в суд на лишение родителей их прав, – делится Галина Петровна.
По словам Ковалевой, горько бывает осознавать, что время упущено и ребенок потерян для общества. Не так давно в центр поступила молоденькая девушка. От нее отказалась замещающая семья. Девчонка вроде бы шла на контакт, рассказывала о своих трудностях и проблемах. В частности, о том, что у нее плохое зрение и необходимы линзы. Сотрудники центра нашли деньги и заказали их для девушки. Казалось, все складывается неплохо, но девчонка вдруг сбежала. Как потом оказалось, она давно и плотно сидит на наркотиках.
Подростков здесь стараются готовить к самостоятельной жизни – учат оплачивать коммунальные услуги, готовить пищу, даже печь пироги и торты. Интересно, что мальчишки увлекаются кулинарией не меньше, чем девочки! Детей стараются занять спортом, и сейчас на ул. Р. Зорге за счет средств благотворителей строятся футбольное и волейбольное поля. Ребят учат верховой езде, возят в бассейн, на различные культурные мероприятия, стараясь показать им, что нормальная человеческая жизнь многогранна, прекрасна и интересна.
– Вот что удивительно. Кому-то вообще не суждено стать родителями. У других рождаются нездоровые малыши, и люди всю свою жизнь без остатка посвящают им, стараясь сделать все возможное для того, чтобы если уж не вылечить ребенка, то максимально облегчить его состояние. А у других, зачастую вопреки обстоятельствам, появляются совершенно здоровые хорошие детки, и это совершенно ими не ценится, – рассуждает Галина Ковалева. – И эти дети любят своих родителей, привязаны к ним и все им прощают. Не так давно в центр поступила девочка-подросток. Мать ее запила-загуляла, так дочка сама покупала себе продукты по карте, готовила еду, без всяких напоминаний и контроля со стороны учила уроки и ходила в школу, успешно закончив учебный год. И терпеливо ждала, когда мама, наконец, одумается.
Да, эти дети многое повидали в жизни. Криком, грубостью с ними не справишься – тут же замкнутся в себе или, того хуже, сбегут из центра, – а к доброму отношению отзывчивы. Именно этого и добивается Галина Петровна от воспитателей и других сотрудников центра.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий