Общество
18:22, 30 ноября 2016
Экскурсия на фабрику звука
Юлия МОСЬКИНА
Елена КУЗНЕЦОВА
Предприятие «Тульская гармонь» может стать частью туристического маршрута. В этом заинтересовано и руководство фабрики, и, судя по всему, представители турфирм, которых пригласили туда на экскурсию. В том, что найдутся и другие желающие увидеть, как рождается старинный бренд, сомнений тоже нет.
От Баха до рока
Экскурсия начинается с помещения, которое называют «ассортиментным кабинетом». Но по сути это настоящий музей: здесь собраны образцы гармоней и баянов, которые предприятие выпускало в разные годы. А еще – их старинные прообразы и инструменты, вообще к Туле не имеющие отношения, – сделанные в соседних регионах. Пока посетители разглядывают витрины, экскурсовод рассказывает:
– В 1830 году оружейник Иван Сизов привез с Нижегородской ярмарки гармонь простейшей конструкции. Инструмент был маленький, и его было легко носить с собой – играть на вечерках и праздниках…
Сначала оружейник взялся копировать этот образец в собственной мастерской, затем организовал массовое производство. В дальнейшем гармоника претерпела ряд изменений, став уникальной, самобытной. Впрочем, возможности ее были довольно ограничены, диапазон узок, – разнообразия репертуара не предусматривалось. Эволюция «малышки» привела к возникновению сначала хроматической гармони, а потом и баяна, который позволяет играть что угодно – от Баха до рока.
На том месте, где она находится сейчас, фабрика открылась в 1963 году. Уже тогда она располагала и производственным, и экспериментальным участком, многие «изобретения» здешних сотрудников запатентованы. Сейчас ассортимент представлен полусотней моделей: от потешных детских и сувенирных до предназначенных для учеников музыкальных школ и профессионалов.
– Тульская гармонь была одной из первых включена в федеральный реестр промыслов, – отметила региональный министр культуры Татьяна Рыбкина. – Ассортимент и сам производственный процесс представляют большой интерес и вполне могут стать частью тематического маршрута наряду с музеем Белобородова и различными концертными площадками.
Директор ОАО «Тульская гармонь» говорит, что прелесть инструмента в его простоте и непритязательности. Чтобы играть на нем, не требуются никакие подставки, не нужны электричество или недюжинная сила. И даже процесс его сборки скорее кропотливый, нежели тяжелый.
Ноты в ящиках
Экскурсантам показывают деревообрабатывающий цех. Здесь начинается процесс рождения гармони, ведь корпус ее – из дерева, хотя так сразу и не скажешь. Поверх любая гармоника обтянута целлюлозой. Фактура и цвет у такой отделки могут быть любыми – от сдержанного черного до имитирующего переливы мятого шелка. Потом гармонь, конечно, расписывают, и тогда по корпусу вьется мудреный растительный орнамент или кружат в хороводе деревенские девушки. Альтернатива – инкрустировать инструмент перламутром.
Самая суть тульской гармошки – ее звучание – заключено в металлическую пластину с двумя прорезями, на которые наложены тонкие язычки. Одна пластинка – одна нота. На участке стоит массивный стеллаж, каждая ячейка в котором подписана «си», «ми», «соль»… А там, завернутые в промасленную бумагу, спят до поры звуки.
Концерт без зрителей
Собрать деталь – полдела. И если у мастера, который за это отвечает, должны быть золотые руки, то у настройщика – абсолютный слух. Настроечные кабинки располагаются прямо в цеху и с виду – как маленькие дачные домики: деревянные, с большими окнами, завешанными кружевным тюлем. Отрегулировать рядовой инструмент помогает электроника. Но когда дело касается выполненного на заказ, единственного в своем роде, доверяют только собственному уху, а никак не компьютерной программе. Юрий Чусов в этой профессии уже 52 года – однажды он тоже пришел сюда на экскурсию и остался.
Финальная проверка изделия – настоящий маленький концерт. Пальцы специалиста Сергея Гусева летают по клавишам, музыка льется – он прислушивается. Абсолютное большинство дефектов, которые найдет, Сергей может исправить сам, и получается, что он – музыкант и мастер в одном лице. В день таких «выступлений» у него порядка 20, в месяц – 400. Обычно обходится без зрителей, исключением становятся дни, когда на фабрике идет экскурсия. Гости аплодируют ему, вызывают на бис, просят сыграть то на гармошке, то на баяне, а потом упрашивают взять в руки сувенирную тульскую гармонику. Тут же оказывается, что и она сделана не просто для красоты.
Елена КУЗНЕЦОВА
Предприятие «Тульская гармонь» может стать частью туристического маршрута. В этом заинтересовано и руководство фабрики, и, судя по всему, представители турфирм, которых пригласили туда на экскурсию. В том, что найдутся и другие желающие увидеть, как рождается старинный бренд, сомнений тоже нет.
От Баха до рока
Экскурсия начинается с помещения, которое называют «ассортиментным кабинетом». Но по сути это настоящий музей: здесь собраны образцы гармоней и баянов, которые предприятие выпускало в разные годы. А еще – их старинные прообразы и инструменты, вообще к Туле не имеющие отношения, – сделанные в соседних регионах. Пока посетители разглядывают витрины, экскурсовод рассказывает:
– В 1830 году оружейник Иван Сизов привез с Нижегородской ярмарки гармонь простейшей конструкции. Инструмент был маленький, и его было легко носить с собой – играть на вечерках и праздниках…
Сначала оружейник взялся копировать этот образец в собственной мастерской, затем организовал массовое производство. В дальнейшем гармоника претерпела ряд изменений, став уникальной, самобытной. Впрочем, возможности ее были довольно ограничены, диапазон узок, – разнообразия репертуара не предусматривалось. Эволюция «малышки» привела к возникновению сначала хроматической гармони, а потом и баяна, который позволяет играть что угодно – от Баха до рока.
На том месте, где она находится сейчас, фабрика открылась в 1963 году. Уже тогда она располагала и производственным, и экспериментальным участком, многие «изобретения» здешних сотрудников запатентованы. Сейчас ассортимент представлен полусотней моделей: от потешных детских и сувенирных до предназначенных для учеников музыкальных школ и профессионалов.
– Тульская гармонь была одной из первых включена в федеральный реестр промыслов, – отметила региональный министр культуры Татьяна Рыбкина. – Ассортимент и сам производственный процесс представляют большой интерес и вполне могут стать частью тематического маршрута наряду с музеем Белобородова и различными концертными площадками.
Директор ОАО «Тульская гармонь» говорит, что прелесть инструмента в его простоте и непритязательности. Чтобы играть на нем, не требуются никакие подставки, не нужны электричество или недюжинная сила. И даже процесс его сборки скорее кропотливый, нежели тяжелый.
Ноты в ящиках
Экскурсантам показывают деревообрабатывающий цех. Здесь начинается процесс рождения гармони, ведь корпус ее – из дерева, хотя так сразу и не скажешь. Поверх любая гармоника обтянута целлюлозой. Фактура и цвет у такой отделки могут быть любыми – от сдержанного черного до имитирующего переливы мятого шелка. Потом гармонь, конечно, расписывают, и тогда по корпусу вьется мудреный растительный орнамент или кружат в хороводе деревенские девушки. Альтернатива – инкрустировать инструмент перламутром.
Самая суть тульской гармошки – ее звучание – заключено в металлическую пластину с двумя прорезями, на которые наложены тонкие язычки. Одна пластинка – одна нота. На участке стоит массивный стеллаж, каждая ячейка в котором подписана «си», «ми», «соль»… А там, завернутые в промасленную бумагу, спят до поры звуки.
Концерт без зрителей
Собрать деталь – полдела. И если у мастера, который за это отвечает, должны быть золотые руки, то у настройщика – абсолютный слух. Настроечные кабинки располагаются прямо в цеху и с виду – как маленькие дачные домики: деревянные, с большими окнами, завешанными кружевным тюлем. Отрегулировать рядовой инструмент помогает электроника. Но когда дело касается выполненного на заказ, единственного в своем роде, доверяют только собственному уху, а никак не компьютерной программе. Юрий Чусов в этой профессии уже 52 года – однажды он тоже пришел сюда на экскурсию и остался.
Финальная проверка изделия – настоящий маленький концерт. Пальцы специалиста Сергея Гусева летают по клавишам, музыка льется – он прислушивается. Абсолютное большинство дефектов, которые найдет, Сергей может исправить сам, и получается, что он – музыкант и мастер в одном лице. В день таких «выступлений» у него порядка 20, в месяц – 400. Обычно обходится без зрителей, исключением становятся дни, когда на фабрике идет экскурсия. Гости аплодируют ему, вызывают на бис, просят сыграть то на гармошке, то на баяне, а потом упрашивают взять в руки сувенирную тульскую гармонику. Тут же оказывается, что и она сделана не просто для красоты.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий
Ранее на тему
Поддержка для неравнодушных
29 ноября, 19:55
Не просто факты – а школа жизни
29 ноября, 19:53
Счастье можно родить!
28 ноября, 19:38
Берегите ноги
28 ноября, 19:36