Общество

09:00, 25 ноября 2016

Энергия любви

Галина Тунгулина говорит, что каждого из своих детей она изначально приняла сердцем. Ведь только оно способно безошибочно почувствовать – твой это человек или не твой. Всего детей у нее одиннадцать, и эта удивительная женщина сразу же начинает путаться в цифрах, когда у нее спрашивают, сколько из них кровных, а сколько приемных. И, смутившись, отвечает: «Да все они для меня родные!»

 Нелли ЧУКАНОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Вот как в жизни бывает. Писала я лет десять назад статью про жительниц поселка Авангард, что в Алексинском районе, которые взяли на воспитание в свои семьи сирот, и тогда же узнала, что неподалеку есть целая приемная деревня, где проживает аж полтора десятка таких вот «ячеек общества». И вот все эти годы собиралась съездить туда да написать про замечательных людей, и все как-то не получалось. На днях вдруг вспомнила об этом, и вот надо же – сама того не ведая, оказалась в доме женщины, благодаря которой в древнем селе Сенево образовалось целое поселение приемных семей!

Как все начиналось
Первоначально семья Тунгулиных жила в Архангельской области, но из-за тяжелого диагноза Галине Ивановне врачами было рекомендовано переехать в среднюю полосу. Они с мужем Сергеем Федоровичем выбрали Алексинский район за целебный воздух и бесподобную красоту здешних мест, к тому же в совхозе семье с двумя детьми сразу же предложили половину благоустроенного двухэтажного коттеджа с приусадебным участком. Было это тридцать лет тому назад.
Галина Ивановна устроилась воспитателем в садик, параллельно подрабатывала в местном клубе и школе музыкальным руководителем. Еще двое ее детей появились на свет уже на алексинской земле.
Со своими творческими коллективами Тунгулиной не раз приходилось бывать в реабилитационных центрах и детских домах – они показывали музыкальные спектакли, давали концерты. И вот как-то раз в социальном центре Галина Ивановна заприметила двоих ребятишек – девятилетнего Вову и одиннадцатилетнюю Олю. Дети, почувствовав внимание, подошли к ней и спросили: «Вы нас возьмете?»
Вернувшись домой, Галина Ивановна долго маялась, не находя покоя – не могла забыть грустные глаза детей, полные мольбы и надежды. Поделилась переживаниями с мужем, сыном и дочерьми. Те решили – дом большой, места в нем хватит всем. Что тут думать? Надо брать!
Спустя время при тех же обстоятельствах Тунгулина повстречала девятилетнюю Машу и четырнадцатилетнего Сашу. Тут уж сама спросила у ребят: «Ко мне пойдете?» Разумеется, ребятишки ответили согласием!
А как-то раз довелось Галине Ивановне побывать в детском доме.
– Иду по коридору, вдруг навстречу из-за угла выскакивает шустрый мальчишка в очках. Ну вылитый Гарри Поттер! – с улыбкой вспоминает о том, как прирастала ее семья, Галина Ивановна. – Чуть не сбив с ног, он на ходу выкрикнул: «Заберите меня к себе!» И у нас появился одиннадцатилетний Андрюша. Так получилось, что четверо из моих деток  учились в одном классе. Я радовалась – как удобно! И только недавно узнала, что добросовестно готовили уроки двое из них, а другие двое у них все сдували! Но что поделаешь, сама приучала к тому, что они всегда и во всем должны быть «один за всех и все за одного». Мне было легко растить моих детей, ведь они всегда держались друг за друга и за нас, родителей.
Так получилось, что пример Тунгулиной оказался заразителен. Одна из соседок посмотрела на ее большое семейное счастье и взяла сирот, за ней другая, третья… И вот за прошедшие полтора десятка лет некоторые провели по три, по четыре таких «набора» в свои семьи.

Один за всех и все за одного
Одна из традиций семьи Тунгулиных – совместные обеды. Здесь просто не принято усаживаться за стол по одному, дети и взрослые непременно дожидаются, пока на трапезу соберутся все. А как готовит Галина Ивановна! Какие у нее борщи да пироги…
Старшие сыновья и дочери давно уже выросли, многие создали свои семьи и живут отдельно от родителей, но они постоянно на связи – звонят маме по нескольку раз на дню, а если что-то в жизни складывается не так – тут же спешат забиться к ней под крыло. Приезжают, делятся переживаниями, просят совета.
– Мам, да что же это такое! Приехал с тобой серьезно поговорить и опять не заметил, как заснул, –  изумляется один из взрослых сыновей, обнаружив, что задремал под ее ласковой рукой, положив голову маме на колени. А проснулся – и будто не было никаких печалей…
– Я уверена, что чувство любви и привязанность друг к другу останутся у моих детей на всю жизнь, – продолжает Галина Ивановна. – Недавно я лежала в больнице. Стоило туда попасть уже только для того, чтобы еще раз убедиться, как тебя любят дети! Врачи, медсестры, пациенты удивлялись – ну надо же, к вам все едут и едут. Эти любовь и забота так  согревают меня сейчас…
Отрадно, что все сыновья и дочери Тунгулиных состоялись в профессии, многие получили высшее образование. Есть среди них логопед и менеджер, три экономиста и бухгалтер, химик-технолог, программист, электрик, строитель и будущий повар.
Кстати, готовить в семье любят и умеют многие. Этот талант переняли от мамы, причем не только дочери, но и сыновья. И теперь женщине необычайно приятно слышать от их вторых половин благодарности за полученное воспитание.
А папа научил ребят плотничать, в этом деле он и сам большой специалист – всю жизнь трудится на деревообрабатывающем производстве. Все необходимые инструменты у него имеются дома, а потому отцу и сыновьям не составило труда возвести и большую уютную веранду, баню и хозяйственные постройки.
Было дело, решила эта семья завести подсобное хозяйство – корову, кур, поросят, кроликов. Завели. Вырастили. А потом столкнулись с большой проблемой – мяса полный холодильник, но никто его не ест! И не потому, что вдруг сделались строгими вегетарианцами. Просто всем до слез было жалко животину, которую кормили буквально с руки и называли по именам. Так что с животноводством было в этой семье покончено раз и навсегда, а вот огород держат. И Галина Ивановна собственноручно готовит из овощей отличную заправку для борща, который так обожают ее любимые зятья.

Соскучилась по детям
Сейчас у Тунгулиных есть только один приемный ребенок, не достигший совершеннолетия, – двенадцатилетняя Катюша. Ее родителей из-за пьянства лишили возможности растить дочку четыре года назад.
Эту хорошенькую девочку хотели взять две другие семьи, но она выбрала Галину Ивановну. Поначалу Катя читала с трудом, местные учителя рекомендовали перевести ее в школу для детей с особенностями развития. А сегодня она учится на четверки и пятерки. А как танцует и поет!  Первой песней, которую разучила с дочкой Галина Ивановна, была «Катюша». Мама аккомпанирует девочке на старом-престаром баяне, ему больше ста лет. Этот инструмент ей подарила семья Блиновых, чьи предки живут в селе уже лет триста.
– Первое упоминание о нашем Сеневе относится к концу семнадцатого века, – рассказывает многодетная мать. – Река Крушма тогда была глубокой и полной рыбы, и первыми поселенцами на ее берегах как раз были рыбаки, неподалеку уцелела их деревня, самому старому дому там три сотни лет! Речка с тех пор сильно обмелела, а грибов в наших лесах и сейчас полно.
…Из взрослых детей с родителями теперь живет только Ольга с семьей. Своего Константина она встретила, еще будучи студенткой университета. Вот уже семь лет они вместе, растят дочку Алису, которой скоро будет два годика. Ни отца, ни матери у Кости нет, вырос он в интернате, и в семье Тунгулиных его тоже приняли с распростертыми объятиями. Теперь у парня есть большая родня. А еще временно в семью вернулась Маша. Недавно она попала в серьезную аварию, теперь передвигается на костылях и нуждается в особом уходе – так где же ей быть, как не рядом с мамой?
– Не знаю, хорошо ли это, но своих детей я подолгу не отпускаю от себя, – признается мать. – Собираются девчонки замуж, а я все отговариваю – рано, мол, поживите еще для себя! Все жалею, стараюсь оградить от сложностей самостоятельной жизни. Но удивительное дело – все их избранники настолько добрые, чистые и открытые люди, что сразу же становятся нам родными. И зятья отмечают, что от нашего дома исходит какая-то особая энергия любви, здесь хорошо и легко всем.
На пенсию Галина Ивановна вышла четыре года назад. Просто в один момент вдруг поняла, что устала бесконечно дарить себя людям и надо бы сделать передышку. В то время она руководила сельским клубом, работа отбирала по десять-двенадцать часов в день, она часто уезжала с коллективом на выступления, а тут еще такая семья...
– Прошло время, дети выросли. У меня уже пять внучат, но мне этого мало! Я отдохнула и поняла, что еще остались силы для того, чтобы согреть теплом своей души осиротевших ребятишек, – признается многодетная мать. – И то сказать, раньше готовила на двенадцать-тринадцать человек, вставала к плите рано утром и заканчивала стряпать к обеду, а теперь – раз-два, и готово… Скучно! Да и Катюше не хватает общения с ровесниками. Так что сейчас думаем о том, чтобы взять в свою семью братика и сестричку. С этой девочкой я вместе лежала в больнице, и она прикипела ко мне душой. Да и я теперь все время думаю о ней. Я человек искренне верующий и убеждена, что если Богу будет угодно, то эти детки войдут в наш дом.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий
//