Общество

19:36, 11 сентября 2013

Это нелегкое легкое

Впервые в истории регионального здравоохранения в Тульской областной клинической больнице была выполнена операция с настолько трудно произносимым названием – видеоторакоскопическая лобоктомия, что дальше по тексту мы лучше обойдемся без него. Что же касается сути, то молодой женщине удалили нижнюю долю легкого без больших разрезов – эндоскопически. Малоинвазивная техника вмешательства обеспечила пациентке вполне терпимый болевой синдром и минимальную общую реакцию организма на хирургическую травму. Так что через пару дней она из больницы выписывается.

Высокотехнологичную операцию провел член ассоциации торакальных хирургов Европы, хирург высшей категории, заведующий отделением Вячеслав Нечай. Он по-хорошему «задвинут» на малотравматичных вмешательствах, считает, что удельный вес таких операций в общем их числе должен все время расти.
Для того чтобы эндоскопически удалить часть легкого пациентке из Щекина, не пришлось дополнительно закупать новую современную аппаратуру. Эндоскопическая стойка, оптическая система, сшивающий аппарат – все в больнице уже было. Уникально в данном случае само умение хирурга, которому  способствовал огромный опыт и стажировка во Франции. Там Вячеслав Степанович набивал руку на самых модных сегодня домашних любимцах – карликовых свинках «мини-пигах». Теперь в ответ на вопрос, не на жаркое ли шли прооперированные хрюшки, доктор хмурится, говорит, что к каждому экспериментальному животному относился достойно, как к полноправному пациенту…
В России всего несколько медицинских центров, где прибегают к описанным методам лечения. Подобные операции делают в Москве, Краснодаре, Казани. В Тульской области потребность в них, естественно, тоже есть, но наших больных по федеральным квотам всегда направляли в столицу. В прошлом году по поводу рака легкого там эндоскопически были прооперированы десять туляков. В сегодняшнем случае диагноз «бронхоэктатическая болезнь» к раку никакого отношения не имеет, но Вячеслав Нечай готов работать и со злокачественными образованиями.
В торакальном отделении проводится около 300 операций в год при опухолях легких и средостения, при различных заболеваниях пищевода, желудка, диафрагмы, больным с травмой грудной клетки, опухолью вилочковой железы… Торакальная хирургия сложна из-за близости сердца и необходимости «выключения» одного или даже обоих легких. При этом работать приходится в ограниченном пространстве, да еще надо умудриться обеспечить доступ ко всем необходимым объектам.
Раньше часть легкого удалялась через разрез по межреберному промежутку, куда вставлялись ранорасширители. Иногда одно или даже два ребра приходилось убирать. Рана образовывалась большая – 10–15 сантиметров, а потому период реабилитации был долог и труден.
Теперь хирурги делают ставку на новые технологии – видеоторакоскопию и лапароскопию. Тот же объект удаляют через сантиметровые проколы, что позволяет свести страдания больного к минимуму.
…Прикроватный монитор в послеоперационной палате уже не следит за давлением, пульсом и другими параметрами самочувствия бухгалтера из Щекина Натальи Беликовой. Кислородная разводка и вакуумная система ей тоже теперь не нужны. Наталья говорит, что дышать сразу после операции стало куда легче, а рану она уже почти не чувствует. И надеется, что черная полоса в ее жизни отныне позади.
Беликова с детства отличалась слабыми легкими, ее мучили постоянные бронхиты. За этот год она дважды перенесла пневмонию, дважды тяжелый бронхит. Каждый раз приходилось принимать антибиотики полным курсом, пока организм не стал резистентным, то есть нечувствительным к антибактериальной терапии. В то время как в нижнем отделе одного легкого образовался гнойный мешок, который поддерживал постоянное воспаление в организме. Его-то и удалил высокотехнологическим способом Вячеслав Нечай. В рамках обязательного медицинского страхования, между прочим, то есть совершенно бесплатно. Хотя при выполнении операции была задействована современная видеоэндоскопическая аппаратура, дорогостоящие расходные материалы.
– Как я попала в это отделение? – переспрашивает Наталья Беликова. – Обыкновенно. В Щекинской райбольнице мне направление дали, я приехала в Тульский диагностический центр, а из него на машине привезли сюда. А что, разве как-то иначе попадают? Я и знать-то не знала, что мне такую эпохальную операцию делать решили. Остается только удивляться, что уже хожу и скоро домой поеду…
– На данном примере видны все преимущества эндоскопических операций по сравнению с традиционными технологиями, – резюмирует Вячеслав Нечай. – Малая травматичность облегчает течение послеоперационного периода. Сокращается длительность стационарного лечения, сроки нетрудоспособности. Уверен, что в общем объеме хирургических пособий таких вмешательств у нас будет все больше.
Екатерина ГАРБУЗОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ
3 комментария
, чтобы оставить комментарий
Гость
12 августа 2014
[JUSTIFY]Вячеслав Степанович в интервью постоянно забывает упоминать что такие минимально травматичные и "высокотехнологичные" по его мнению операции он делает за деньги. А бесплатно вас могут прооперировать только по старинке.[/JUSTIFY]
Гость
04 ноября 2018
[QUOTE]Гость пишет: Вячеслав Степанович в интервью постоянно забывает упоминать что такие минимально травматичные и "высокотехнологичные" по его мнению операции он делает за деньги. А бесплатно вас могут прооперировать только по старинке. [/QUOTE]неправда. многое в статье переврали, конечно. только увидела сама, спустя много лет. но операцию мне сделали по квоте, то бишь, не за огромные деньги. Я и есть этот самый человек.
Гость
04 ноября 2018
а вообще я в шоке от того, насколько изоврали данные