Общество

00:00, 21 июля 2018

Философия патриотизма

Сергей МИТРОФАНОВ
Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Сегодня во многих регионах страны, включая Тульскую область, проводятся или вот-вот начнутся Вахты Памяти. Это явление уникально для нашей страны. Десятки тысяч людей своим личным делам предпочитают одно общее – поиск незахороненных советских солдат. В мероприятии хотят принять участие многие жители бывших союзных республик. «В советской армии не делили, кто ты: русский, таджик, грузин, – рассуждают следопыты. – Это было неважно, все шли в едином строю и горели желанием разбить врага». Вот лишь несколько цифр: в 2016 году «Поисковое движение России» провело 802 экспедиции, в которых были задействованы 20 887 человек. Тогда следопыты подняли останки более 20 тысяч воинов, установили имена и судьбы 1229 участников Великой Отечественной войны. Это тот самый случай, когда россияне не на словах, а на деле проявляют патриотизм. Почему же этому явлению сегодня уделяют так много внимания? Почему на самом высоком уровне к нему отношение – особое?

Герои – кто они?
«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм». С этими словами, сказанными главой нашей страны Владимиром Путиным, согласятся все, кто хоть раз задавался вопросом: чем сегодня или завтра грозит искажение национального, исторического, нравственного сознания? По мнению президента – лишением суверенитета, распадом, братоубийственными войнами. «От того, как мы воспитаем молодежь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и при­умножить саму себя, – убежден Владимир Владимирович. – Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».
Такие понятия, как самобытность или национальное сознание, только кажутся эфемерными, на самом деле в нашей жизни они выражаются в совершенно конкретных поступках. «Бессмертный полк», Пост № 1, Вахты Памяти – все это и многое другое нацелено на то, чтобы соотечественники с малых лет росли патриотами. Подобные мероприятия востребованы российской молодежью. Ведь россиянам присущи желание беречь память о былых грозных событиях, чтить здравствующих ветеранов и поклоняться павшим героям. И потому ежегодные поисковые экспедиции – это отличительная черта нашей страны, нигде нет такого, чтобы тысячи и тысячи человек устремлялись в поля и леса, движимые горячим желанием вернуть из забвения имена солдат Красной армии. И это отмечают не только соотечественники.
– Патриотизм – это преданность, верность Родине, уважение к гражданам, которые доказали твердость намерений следовать идеалам справедливости, – говорит Светлана Лаптева, которая живет в Кыргызстане, но приезжает в поисковые экспедиции в Тульскую область. – Для русских людей, когда-то являвшихся частью Советского Союза и во время распада СССР оказавшихся за пределами всех привычных столпов, в том числе и культурных, вопрос патриотизма несет особую ценность. В этой ситуации история Великой Отечественной войны – предмет гордости. Рассказывая, сохраняя истории о подвигах самопожертвования, о героях, русскоязычный человек утверждает свою суть, поддерживает уважение к своему народу, своей нации. Сама же история подвигов во время Великой Отечественной войны не имеет национальности – подвиги совершали советские люди, которые были воспитаны в особом духе. Ведь исследователи подтверждают, что массовые подвиги самопожертвования – это феномен именно Советской армии, советского народа. Это результат воспитания целых поколений людей, которые были готовы отдать жизни ради своих семей, Родины, страны. Люди сами вставали из окопов и шли в атаки. И этот феномен сегодня изучается западными и восточными идеологами.
По словам Светланы Лаптевой, в настоящее время в страны СНГ приезжают зарубежные эксперты, которые работают с молодыми людьми и говорят как бы между прочим о том, что герой – это тот, кто больше всех убил. Есть и другие нелепости. Создается впечатление, что их цель – взрастить зерна сомнений в молодых умах в том, что их предки достойны уважения. Опасения не напрасны, если учесть, что в школах, на уроках истории, изучение Великой Отечественной войны идет сжато...
– Например, в Кыргызстане на историю Второй мировой войны выделено всего два часа, – сетует собеседница. – Требуется провести большую работу и отводить времени на изучение больше.

Вахта Памяти
как полевая школа жизни
Сами участники поискового движения говорят, что их работа – это возможность не на словах, а на деле проявить свою любовь к родной стране.
– Мало кто задумывается над природой этого чувства. Оно появляется спонтанно. Но на что на самом деле готовы люди ради своей страны? – рассуждает жительница Щекинского района Светлана Буева. – Для себя я нашла ответ на этот вопрос, когда попала на первую в жизни Вахту Памяти. Свято верю, что эту школу жизни должен пройти каждый молодой человек в России. Передать словами те чувства, когда ты находишь останки воинов, павших за нашу Родину, невозможно.
Особое отношение к военно-археологическим работам на полях былых сражений и у губернатора Тульской области Алексея Дюмина. Весной 2016 года он принял участие в раскопках на территории Белевского района.
– Чувствую, конечно, боль за те многомиллионные потери, которые понес Советский Союз на фронтах, – сказал тогда Алексей Геннадьевич. – Поисковиками здесь, на одном из участков Курской дуги, недалеко от места гибели солдата, которого я эксгумировал, был обнаружен алюминиевый котелок красноармейца с надписью «Алексей». То, что тут делается ребятами, – важное, нужное мероприятие: они восстанавливают историю, память, имена и фамилии героев, которые ушли от нас навсегда. Работе следопытов следует всегда отводить повышенное внимание. Для меня находиться в рядах искателей и заниматься поиском российских солдат – большая честь. Поисковики вносят весомый вклад в сохранение истории и в патриотическое воспитание молодежи.

Мы стали еще тверже и сильнее
Те, кто побывал в подобных экспедициях, еще больше гордятся нашим важнейшим праздником – Днем Победы.
– В этом году 9 Мая у меня с моим другом из-за границы состоялся разговор, который долго не давал мне покоя, – продолжает Светлана Буева. – «Почему вы не празднуете цветами и шоу, а показываете оружие? Мир – это отсутствие оружия», – удивлялся он. Отвечаю: «Потому что для нас мир – это возможность защитить себя и тех, кто в этом нуждается. Мы не начинали войн. Наше вооружение говорит о том, что мы готовы повторить 1945-й, если кто-то вдруг решит повторить 1941-й». Не понял. Разница менталитета налицо. А жаль. Искренне жаль. Для нас День Победы – «праздник со слезами на глазах» (лучше ведь не скажешь). Шагая в «Бессмертном полку», чувствуешь себя так близко к тем ребятам, ушедшим и не вернувшимся. А потом был еще один разговор: «Я никогда не поставлю свою национальность/страну выше любви», – сказал этот же мой заграничный друг. И тут я все поняла! Мы, россияне, именно поэтому непобедимы. Мы верим в нашу страну, любим ее больше всего на свете и готовы ради нее на все. Самопожертвование для нас не пустой звук. Все, что так красиво показано в советских фильмах, никуда не ушло, и мы на самом деле не изменились – наоборот, стали еще тверже и сильнее.
Владимир Путин отмечает: «Нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом «каждый – сам за себя», следуя примитивным инстинктам нетерпимости, эгоизма и иждивенчества.
Граждане объединились вокруг патриотических ценностей не потому, что всем довольны. Нет, трудностей и проблем хватает. Но есть понимание их причин, а главное – уверенность, что мы вместе их обязательно преодолеем».
А пока будет вестись поисковая работа, нацеленная на возвращение павших из небытия, люди станут обогащаться новыми знаниями, станут лучше знать свою историю, разбираться в том, где правда, а где – «мифология». Станут передавать этот важный опыт детям, внукам. И тогда убеждения этих людей не смогут переломить те, кто все еще пытается посеять в душах россиян зерна неверия в Россию.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий