Общество

18:19, 24 ноября 2015

Гидрокосмоса миры удивительные

 Людмила ИВАНОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Удивительное дело: сегодня человек спешит заглянуть в другие галактики, но о том, что скрывается на дне мирового океана, почти ничего не знает. А все потому, что настоящих специалистов-океанологов осталось не так уж и много, а масштабные проекты, требующие серьезного финансирования, пока в большинстве своем остаются на бумаге. Стоит ли удивляться, что таинственный гидрокосмос не спешит делиться своими тайнами?

Между тем в вечной темноте океанских глубин под десятикилометровой толщей воды существует жизнь, а донный грунт изобилует полезными ископаемыми. Все это стало известно благодаря исследованиям, проводимым с помощью обитаемых глубоководных аппаратов, в том числе батискафа «Мир», на котором в 2007 году в географическую точку Северного полюса погружался Владимир Груздев.

Приготовиться к погружению!
В прошедший понедельник глава нашего региона вместе со своим экипажем, в состав которого входили ученые с мировыми именами Артур Чилингаров, Анатолий Сагалевич и Роберт Нигматулин, провели пресс-конференцию, посвященную новому выставочному проекту «Приготовиться к погружению!», воплощенному в жизнь сотрудниками Дарвиновского музея и Института океанологии имени П. П. Ширшова.
Стоит отметить, что беседа проходила прямо на дне Мирового океана, где саблезубые рыбы-гадюки, химеры и помпейские черви соседствовали с орудиями лова и причудливыми образами донного грунта. Впрочем, океанская глубина была всего лишь импровизацией организаторов выставки, а фантастические создания и таинственные ландшафты запечатлели на пленку пилоты знаменитых «Миров», которые совершали фото- и видеосъемку в научно-исследовательских целях и для оскароносного фильма «Титаник».
Кстати, первые донные исследования океана относятся к началу прошлого века. Тогда, плавая в водах Атлантики, князь Монако Альберт I, преуспевший в научной деятельности, с помощью трала Сигсби поднял морскую звезду с глубины свыше 6 тысяч метров из котловины Зеленого мыса. Этот мировой рекорд продержался почти 50 лет – до кругосветного путешествия датчан на судне «Галатея» и эпохальных экспедиций советского судна «Витязь».

Отважится ли
кто-то повторить?
– Глубоководные исследования начались гораздо позже, чем исследования на земле и на шельфе, – отметил разработчик и главный пилот глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2», Герой России Анатолий Сагалевич. – Поэтому погружения на дно озер, морей и океанов – это наши первые шаги. Но опыт, который мы получили, опускаясь в многокилометровые бездны, бесценен.
– В 2007 году в обществе царил огромный подъем, – сказал губернатор Тульской области Владимир Груздев. – Граждане тогда получили сразу два важнейших известия – о том, что Россия обрела право на проведение Олимпийских игр в Сочи, и о нашем погружении, подготовка к которому велась в тайне и заняла почти 10 лет. Экспедиция на Северный полюс длилась две недели, а погружение стало ее финальной частью и продолжалось 9 часов 40 минут. Какое чувство мы испытывали, впервые в истории человечества опускаясь на дно Ледовитого океана? Конечно, огромный интерес! Мы понимали, что это невероятный риск, но он того стоил!
– Как всем известно, компас на Северном полюсе не работает, – вступил в разговор директор института океанологии академик Роберт Нигматулин. – А батискаф на океанском дне можно сравнить с маленькой точкой на полу обычной комнаты. Еще одна точка находится на потолке – и это полынья, через которую нужно подняться на поверхность. А между ними – толща воды…
– Нервное напряжение было огромным. За те десять часов, что мы были на дне океана, Анатолий Михайлович похудел на три килограмма. Как и все здоровые люди, мы, конечно, испытывали чувство страха, но для того и проводилась подготовка, чтобы суметь его преодолеть и настроиться на работу, – продолжил Владимир Груздев. – Наше погружение еще раз доказало, что российская техника делает чудеса. В ближайшие 50 лет ни одна страна мира не сможет повторить такого же погружения, потому что в 2007 году к Северному полюсу отправились атомный ледокол, специальное судно, глубоководный аппарат и прекрасно подготовленный экспедиционный отряд, состоящий из трех сотен лучших специалистов, ученых и исследователей. И сегодня я хочу в очередной раз поблагодарить нашего пилота за то, что он погрузил нас на дно и вернул обратно живыми и здоровыми.
– После экспедиции мы первым делом попали на дачу президента Владимира Владимировича Путина, – добавил Анатолий Сагалевич. – Он тогда спросил: «Что было самым трудным?» И я искренне ответил: доставить на поверхность двух депутатов Государственной думы. (В то время ими были Владимир Груздев и Артур Чилингаров. – Л. И.)
– Именно во время подготовки и совершения погружения на дно океана я понял, что значит работать в команде и чувствовать рядом плечо наставника. Если бы не эта уникальная экспедиция, я бы не согласился стать губернатором, – признался Владимир Груздев…

Океан – это наше все
Сегодня благодаря исследованиям немыслимых глубин ученые России, Великобритании, Норвегии, Дании, Германии, Монако, Бельгии и США совершают эпохальные открытия, ведут «перепись населения океана», изучают жизнь в гидротермальных рифтовых зонах, создают трехмерные цифровые модели донного рельефа, совершенствуют глубоководную технику, средства навигации и связи.
– Давно понятно, что океан – это наше все: климат и пища, транспорт и полезные ископаемые, катастрофы и геополитика, – отметил Роберт Нигматулин.
– При этом исследователи способны дать ответы на массу вопросов: о том, как человеку грамотно использовать богатейшие ресурсы океана, как сохранить его природное многообразие, – подчеркнул Владимир Груздев.
– Многочисленные открытия, которые становятся результатами уникальных экспедиций, имеют гигантское значение. Их плоды будут востребованы в будущем для освоения пространства Мирового океана, – резюмировал Артур Чилингаров. – Нам приятно, что сегодня исследовательский флот опирается на разработки российских океанологов и российскую науку. Могу смело заявить, что 98 процентов океанских глубин можно изучить с помощью наших «Миров», ну а в оставшиеся два процента входят океанские глубины свыше 6 тысяч метров, которые пока не никому не подвластны…
Впрочем, наука и техника не стоят на месте. И – кто знает – может, результатом необычной выставки в Дарвиновском музее станет тот факт, что уникальные проекты по изучению глубин Мирового океана поддержат государство и спонсоры.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий