Общество

20:37, 23 декабря 2013

Гормон научного предвидения

О нем умалчивает трехтомный «Тульский биографический словарь», а электронный календарь знаменательных дат областной научной библиотеки пишет совсем коротко: «14 декабря – 100 лет со дня рождения Николая Алексеевича ЮДАЕВА (1913–1983), ученого-биохимика, академика Академии медицинских наук СССР, почетного члена научных обществ эндокринологов ряда зарубежных стран, уроженца с. Благодать ныне Ефремовского р-на». Между тем в научном мире имя нашего земляка весьма почитаемо.

С 1993 года Федеральный государственный эндокринологический научный центр проводит Юдаевские чтения, собирающие ведущих специалистов с пространств бывшего СССР и из-за рубежа. Мемориальное название этих авторитетных форумов отнюдь не означает их нацеленности на прошлое. На них обсуждаются современные достижения и проблемы отрасли знаний, находящейся на стыке медицины, химии и биологии. Но, конечно, не обходится и без мемориальной составляющей. Да и как не воздать должное памяти человека, заложившего основы отечественной эндокринологии! «Именно Николай Алексеевич научил людей выговаривать слово «эндокринология». Он легко открыл нам окно в Европу», – так оценивает заслуги Юдаева заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор Василий Николаевич Бабичев.
Наш земляк – выпускник столичного университета. С 1946 года работал на кафедре биохимии Московского мединститута, затем в институте биологической и медицинской химии Академии медицинских наук (АМН), где организовал и возглавил лабораторию по гормонам. В середине 1960-х его назначили директором нового института экспериментальной эндокринологии и химии гормонов АМН СССР. «Он предъявлял высокие требования к подчиненным, имел сложный, неровный характер, но его любили и боялись оскорбить в статьях и мыслях», – вспоминала Маргарита Чехранова, проработавшая с Юдаевым более 30 лет. Николай Алексеевич, подчеркивала Маргарита Константиновна, «воспитывал в своих сотрудниках научное достоинство и критическое отношение к себе». И тут уместно привести еще одну оценку, данную доктором наук Бабичевым: «Была дисциплина. С одной стороны – демократия, с другой – строгая демократия. Благодаря этому институт всегда был первым».
В специальной литературе отмечается, что основные научные работы Юдаева посвящены изучению обмена азотистых экстрактивных веществ мышц и биохимии стероидных гормонов. Он исследовал дипептиды мышц – карнозин и ансерин, их распространение, механизм биосинтеза, появление в процессе онто- и филогенеза, разработал методы их определения. Впервые осуществил биосинтез карнозина. Изучал биосинтез стероидных гормонов: превращения предшественников кортикостероидов – прегненолона и прогестерона. Предложил методы определения кортикостероидов в биологических жидкостях и тканях, проводил работы по синтезу инсулина, создал новые методы диагностики эндокринных болезней. Все это в переводе со сложного научного языка можно сформулировать так: Николай Алексеевич был одним из основоположников биохимии гормонов. И не только отечественной.
«В институт регулярно приезжали ведущие зарубежные специалисты, – рассказывал академик Российской АМН, профессор Юрий Александрович Панков. – Проводились многочисленные конференции со спорами и дискуссиями, в которых всегда принимал участие Юдаев. Все занимались ферментами. Он занимался этим с биохимических позиций, понимая, что достигнуть хороших результатов можно только на этом пути. Николай Алексеевич умел предвидеть будущее, он опередил свое время и предсказал многие направления, не пользовавшиеся признанием тогда, но ставшие известными сегодня».
Крупным событием в эндокринологии 1960-х годов стало открытие действия стероидных гормонов на экспрессию генов, ответственных за биосинтез разных белков. Юдаев, сразу же оценив перспективность этой разработки, переименовал свою лабораторию биохимии стероидных гормонов в лабораторию механизмов  гормональной регуляции и углубился в исследование биологического действия гормонов на экспрессию генов и биосинтез белков. «Биосинтез отдельных белков определяется соответствующими участками ДНК, носящими название структурных генов, – писал он в статье «Вызов природе», опубликованной «Медицинской газетой» в начале 1968 года. – Гормоны принимают участие в регуляции образования информационных РНК и тем самым стимулируют или задерживают биосинтез соответствующих ферментов, ускоряющих или замедляющих течение биохимических процессов». И развил эту мысль далее, уже в «Правде», в октябре 1970 года: «Построение генами ферментов и качественно, и количественно регулируется гормонами. Таким образом, обмен веществ регулируется по формуле гормон – ген – фермент. В этой цепочке главным управляющим звеном следует признать именно гормон, поскольку его поступление в кровь постоянно меняется и зависит от состояния организма и внешних условий». Николай Алексеевич и его сподвижники не только прояснили функции гормонов в организме, но и пошли дальше, выявляя неизвестные ранее гормоны и синтезируя препараты, значительно превосходящие природные по биологическому действию.
Юдаев особенно заботился о внедрении новых достижений в широкую медицинскую практику, их продвижении на периферию. Не случайно Второй Всесоюзный Биохимический съезд в 1969 году был проведен не в Москве, а в Узбекистане. А к концу 1990-х годов уже практически в каждой районной поликлинике огромного Союза ССР появились врачи-эндокринологи.
…Почти полвека минуло со времен первых открытий Николая Алексеевича, но его идеи востребованы и сегодня. Совсем недавно медики окрестили витамин D «надеждой XXI века», имея в виду использование его синтетических аналогов для заместительной терапии при различных заболеваниях или оперативном удалении почек, влекущих за собой тяжелые костные нарушения. А в истоке этой надежды – прозорливое предвидение нашего земляка, который, по словам заслуженного деятеля науки РФ, доктора биологических наук профессора Владимира Борисовича Спиричева, еще в 1970-е годы обратил внимание на разительное сходство химической структуры витамина D со структурой гормонов коры надпочечников и инициировал исследования функций и механизма действия этого витамина.
Среди разнообразия гормонов, так или иначе влияющих на организм человека, гормон научного предвидения не выявлен. Но уж кто-кто, а Николай Алексеевич Юдаев наверняка обладал им в полной мере…  
Валерий РУДЕНКО
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий