Общество

09:00, 19 августа 2016

Готов ли ты к труду и обороне?

Полтора года назад медицинские кабинеты образовательных учреждений из-под крыла министерства образования начали переводить под юрисдикцию регионального минздрава. На день подготовки этого материала из 611 кабинетов 600 получили лицензии на осуществление медицинской деятельности.

 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Теперь школьная или детсадовская медсестра не только снимает пробу в столовой или ждет, когда к ней придет пацан с разбитым носом. Сотрудники кабинетов в полном объеме занялись своим главным делом – профилактикой заболеваний.
О содержании работы новых/старых школьных медицинских кабинетов нам рассказывают врач-педиатр высшей квалификационной категории амбулатории поселка Рассвет Наталья Ванунц и медсестра дошкольно-школьного отделения этой же амбулатории Анастасия Кутепова.

Вернулись в семью
– Медкабинет в центре образования № 52 в поселке Рассвет передали в безвозмездное пользование здравоохранению в конце 2014 года. Сразу же здесь был сделан полный ремонт, теперь помещение в идеальном состоянии, – говорит Наталья Ванунц. – Раньше это была одна большая комната с драным линолеумом, единственным шкафом, кушеткой и столом. Теперь смотрите: здесь комната приема, дальше – процедурный кабинет, все в плитке и пластике, мебель медицинская, оснащение в соответствии с существующим стандартом. Но главное даже не это. Главное: содержание работы школьного медика стало совсем другим. Скажи-ка, Настя, что входило в твои основные обязанности, когда кабинет относился к системе образования?
– Было много работы на кухне по ведению документации, снятию проб, витаминизации пищи, – отвечает Кутепова. – Теперь контроль остался, но не более чем. Кроме того, зимой я отслеживала температурный режим в классах, собирала всякие справки от ребят, помогала в случае какого-то недомогания. Ну и, конечно, была на подхвате у медицинских работников, когда они сюда приходили.
– Прививочная работа, профилактические осмотры не являлись основной целью работников школьных медкабинетов, – продолжает Наталья Ванунц. –  Но это не вина министерства образования, просто они видели свои задачи в другом. Когда школьные кабинеты стали нашими, медсестер сразу же послали повышать квалификацию в областной медколледж. Ведь на учебу раз в пять лет школы медсестер не посылали, и, проработав в этой системе длительное время, сестра в учреждение здравоохранения даже не могла трудоустроиться, она становилась работником второго или даже третьего порядка. Теперь же школьные медики, что называется, вернулись в семью.
– Да у нас и зарплата сразу выросла: была 11 тысяч рублей, а стала 20 тысяч, – уточняет Анастасия Кутепова.
– Итак, главная задача школьного медкабинета теперь – профилактика заболеваний. Раз в год каждый ребенок должен пройти медосмотр, и школьные медсестры принимают в этом самое непосредственное участие. Прививочная работа тоже на них. Профилактика педикулеза: после каждых каникул все учащиеся должны быть осмотрены, если педикулез выявлен, медсестра сообщает родителям, ребенок от занятий отстраняется и возвращается к ним только со справкой от педиатра, – перечисляет Ванунц. – Профилактика гельминтозов в начальных классах с забором анализов. Это основные задачи, а текущая работа каждого дня тоже, естественно, никуда не делась.

Дети сильно поумнели и ослабли
– Школьный медработник не должен сидеть и ждать, когда к нему кто-нибудь обратиться за помощью, он обязан сам идти к своим пациентам. Только так можно предотвращать заболевания. Я работаю педиатром 35 лет, могу сравнить три поколения школьников. Есть впечатление, что в 80-х годах здоровых детей было больше. Но я понимаю, что это еще не факт. Знаете поговорку: нет здоровых людей, есть недообследованные, – говорит Ванунц. –  В 80-х мы, конечно, не имели таких диагностических возможностей, как сейчас. А судя по сегодняшней статистике, детей, относящихся к первой группе здоровья, то есть не больных, не более 15 процентов. 15–20 процентов хроников – тех, у кого уже есть одно или даже несколько заболеваний, с ними занимаются гастроэнтерологи, эндокринологи, окулисты… А самая большая группа здоровья – вторая, туда входят от 60 до 70 процентов всех детей. У них различные функциональные отклонения в виде вегетососудистой дистонии, дискенезии желчевыводящих путей, нарушения зрения, осанки. Если этими детьми заниматься, они поправятся, перейдут в первую группу, а если нет, то окажутся в третьей, то есть станут хрониками. Отклонения в здоровье школьников вызываются неправильным образом жизни, семейным укладом. Главный бич – неумеренное, несбалансированное питание и увлечение гаджетами.
– Это видно на переменах, они стали гораздо тише, чем раньше. Ребята сидят, уткнувшись в телефоны, – делится наблюдениями Анастасия Кутепова. – Ни скакалочек, ни резиночек, ни классиков, в которые мы когда-то играли, теперь нет. Гиподинамия у ребенка – это же абсурд!
– И все-таки в последние годы положение вещей потихоньку меняется. В 90-е годы было очень много ожирения у детей, потому что людям было все равно что есть, лишь бы что-то съесть. Теперь нормальные родители колбасой ребенка кормить не станут, вопреки рекламе. В рационе больше овощей и фруктов, мяса, а не мясных продуктов. Появились спортивные объекты, организуются походы, соревнования. Ребята массово идут за справками на сдачу норм ГТО. Я выдавала такие справки даже при некоторых нарушениях в здоровье, потому что ипохондрия страшнее болезни. Стране нужен не профессиональный спорт, а массовая физкультура, – уверена Наталья Ванунц. – Тенденция к более культурному отношению и к себе, и к своему ребенку сегодня обозначилась у многих родителей. Дети тоже изменились в наши дни. Они куда быстрее усваивают информацию, умеют ее систематизировать. Но возможности их еще шире, дети недогружены, я вам как врач говорю. Мозг трудится меньше, чем должен, а уж мышечная система тем более.
– Когда я училась в школе, мы постоянно в столовой дежурили, посуду мыли, столы накрывали, классы убирали сами, – вспомнила Анастасия Кутепова. –  А теперь нужно у родителей разрешение брать, чтобы их отпрыск метелочкой на субботнике помахал.
– В некоторых вопросах правозащитники довели идею прав детей до абсурда, они попросту освободили их от обязанностей, –  констатирует Ванунц.

Дело ближайшего времени
Недавно к амбулатории поселка Рассвет присоединили еще четыре школьных кабинета: в двух школах поселка Плеханово, один в школе поселка Хрущево и еще один в Плехановской цыганской начальной школе. Первые три находятся в стадии лицензирования, а в начальной школе кабинет только организуют.
Причины отсрочки получения лицензий двумя кабинетами городской больницы № 2 в Туле, тремя кабинетами в Веневском и тремя в Дубенском районе, одним кабинетом в Суворовском – похожи: устраняются последние недостатки, после чего необходимый набор документов будет полным.
Скорее всего, это произойдет до 1 сентября.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему