Общество

07:56, 23 июня 2021

И все же наши экипажи оказались сильнее!

80 лет назад, 22 июня 1941 года, началась Великая Отечественная война. Она до сих пор дает о себе знать: то поисковики обнаружат в лесах и на полях незахороненные останки погибших красноармейцев, то кто-то из аграриев или дачников вывернет из земли неразорвавшийся снаряд, то какой-нибудь грибник споткнется, зацепившись за кусок брони или трак – чего только не оставила война после себя. В танкореставрационной мастерской Игоря Франчика, что в поселке Славный, тоже повсюду «война» – танковые катки, орудийные стволы, части башен… Повторимся: минуло после войны много лет, а фронтовое железо, что находят следопыты в боевых регионах страны и привозят в Славный, будто и не думает заканчиваться!

Наша репортерская группа приехала в мастерскую в тот момент, когда ее специалисты активно собирали два советских прославленных танка: Т-34 и КВ-1. Мы понаблюдали за ходом сварочных и монтажных работ, а затем поинтересовались у реставратора Глеба Фортунатова, куда же отправят бронетехнику после сборки? Выяснилось, что ждут ее в соседней области.

T7Vdrnp3_xM.jpg

После сборки этот танк отправится из Славного на Орловщину

– Осенью установим «кавэшку» и «тридцатьчетверку» у населенного пункта Первый Воин, что во Мценском районе Орловской области, – в память о погибших советских танкистах, воевавших в 1941 году, – прокомментировал Глеб Олегович. – Обратите внимание: в этой задней части танка отчетливо видны следы попаданий. Сюда прилетел снаряд калибра 50 мм, а тут «отметился» 75-миллиметровый боеприпас. Но это не говорит, что танк, скажем так, драпал, а фашисты долбили ему в «спину». Думаю, что конкретно этот фрагмент подбитого или оставленного танка использовался немцами в качестве мишени для обучения личного состава. А воевать с вермахтом, между прочим, было непросто. Что говорить, если советский танкист учился только три месяца и причем сразу всему (включая изучение техники, вождение, стрельбу, марширование на плацу, работу на кухне и т.д.), то немецкий механик-водитель до отправки на фронт мог наездить около 300 часов (для сравнения: наш водитель «накатывал» порядка 20 часов). И все же наши экипажи оказались сильнее!

Gq5QOXG0dvM.jpg

Здесь из фрагментов танков рождаются вот такие бронемашины, от которых не могут оторвать глаз ни взрослые, ни дети

 

ДОСЬЕ

В начале октября 1941 года в окрестностях деревни Первый Воин развернулись ожесточенные бои. Бойцы РККА должны были здесь задержать продвижение немецких танковых частей Гудериана в направлении Тулы и Москвы. 4-я танковая бригада полковника Катукова сумела нанести гитлеровцам тяжелые потери. Как-то Катуков, отвечая на вопрос корреспондента одной из центральных газет, когда было страшнее всего, пояснил: «Пожалуй, под Первым Воином 6 октября. Надо было удержаться во что бы то ни стало. А гитлеровцы, конечно, считали, что им надо прорваться тоже во что бы то ни стало. Вот и нашла коса на камень».

В танкореставрационную мастерскую Игоря Франчика попал и крайне редкий, весьма любопытный – с точки зрения историков – фрагмент отечественной бронетехники. Это была одна из первых литых башен Т-34, выпущенных в 1942 году – скорее всего, в сентябре-ноябре. 

D5xHrB3Q-x0.jpg

Глеб Фортунатов: Для кого-то это невзрачный кусок железа, а для меня и коллег – раритет, которому можно только аплодировать стоя

– Швы говорят о сложности формы, вся башня была в клеточку. Чертежи на эту деталь стали рассылать на заводы в августе 1942 года, – рассказал Фортунатов. – Очень редкая деталь. Фишка в том, что на ней остались литники от самой формы. Такая башня уцелела только одна, она находится в Симферополе. А изначально их было меньше тридцати, установочная партия. 

wa40fSLOWvY.jpg

Есть в мастерской и послевоенные армейские диковинки: например, бронетранспортер 1950-х годов, приспособленный для передвижения по железной дороге

Сергей МИТРОФАНОВ

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий