Общество

19:52, 21 августа 2013

Искать цель…

70 лет назад, в августе 1943 года, на поле боя погиб командир снайперской роты Василий Голосов (1911, Белев – 1943), на счету которого было более 420 убитых солдат и офицеров врага. В наше время его называют в десятке лучших снайперов Второй мировой войны.
«Мы находимся в каком-то аду. Перед нами стоит снайперская дивизия, солдаты которой обучены отличной стрельбе и ежедневно выводят из строя большое число наших солдат и офицеров. В дневное время мы не можем не только передвигаться, но даже поднять головы. Если я останусь в живых, для меня это будет великим счастьем…»
Это письмо немецкого солдата так и осталось неотправленным – его нашли среди других бумаг во вражеских окопах, после того как враг был выбит со своих позиций. И кто знает, не от снайперской ли пули погиб его автор? Потому что счет уничтоженным солдатам и офицерам противника основатель снайперского движения в 25-й гвардейской стрелковой дивизии Василий Голосов и его ученики вели даже не на десятки, а на сотни и тысячи. На 24 ноября 1942 года Василий выбил из строя 180 гитлеровцев, на 20 декабря – 225, а к концу первой декады января 1943-го – 250 врагов. В своей роте он подготовил 170 снайперов, которые к концу июня того же года уничтожили в общей сложности более 3,5 тысячи фашистов.
Голосов пришел в дивизию рядовым красноармейцем во время ее формирования – летом 1942-го. Впрочем, он вполне мог считать себя кадровым военным. Так получилось, что после окончания пяти классов школы и работы на Белевском сушильном заводе его призвали на срочную службу. Едва вышел на «гражданку» и совсем немного поработал в одной из московских школ, грянула война, и в июне 1941-го Василий вернулся в армию, воевал на Западном фронте. Словом, был обстрелянным бойцом. Отличали его спокойствие, рассудительная нетороп­ливость в словах и действиях, а еще на удивление верный глаз. «Ворошиловских стрелков» в дивизии было немало, до войны Осоавиахим широко развернул движение за овладение стрелковым мастерством, и более 9 миллионов человек в стране носили этот значок. Но одно дело – точно попадать в мишень в мирной обстановке тира, и совсем другое – класть в цель пулю за пулей в горячке боя, под огнем противника.
На высокоэффективную стрельбу Голосова обратили внимание командиры. Ему предложили отобрать группу учеников, из которых подготовить снайперов. И хотя время, казалось, было для учебы неподходящее – дивизия вела тяжелые бои в верховьях Дона, удерживая несколько плацдармов, – им предоставили возможность заниматься поблизости от передовой. Василий делился опытом меткой стрельбы из винтовки с оптическим прицелом, проводил практические занятия по маскировке на местности, учил никогда не терять хладнокровия, не спешить и в то же время, как он говорил, «не ждать, когда противник появится перед твоими глазами, а терпеливо и настойчиво искать цель». Вскоре учебную группу преобразовали в снайперский взвод, а Голосова назначили командиром. Снайперы начали работать на своем участке фронта, да так эффективно, что в конце сентября 1942 года о Голосове и его воспитанниках рассказала «Правда».
В войсках зарождалось широкое снайперское движение. Только за август – сентябрь 1942 года стрелки Воронежского фронта уничтожили 9 699 солдат и офицеров противника, за 20 дней октября – 2 174. Политуправление фронта 4 ноября разослало по соединениям и частям директиву политсоставу о создании условий для подготовки снайперов. Бывший командарм маршал Кирилл Москаленко вспоминал: «Подготовка снайперов с практической стрельбой на переднем крае теперь велась в каждом полку. Командиры частей и подразделений разбили на секторы участок обороны противника, находившийся вблизи их переднего края, распределили эти секторы между снайперскими парами с таким расчетом, чтобы не оставалось ненаблюдаемых мест. Снайперы подготавливали себе 3–4 огневые позиции и, меняя их в зависимости от обстановки, уничтожали все живые цели в своем секторе. Наиболее опытным разрешалось самостоятельно выбирать сектор наблюдения и обстрела. Действенность огня проверялась показаниями пленных, захваченных специально засылаемыми во вражеский тыл разведывательными группами. Принятые меры привели к тому, что снайперское движение стало массовым».
Урон, наносимый противнику, был огромным. За декабрь 1942 года частями и соединениями 40-й армии было уничтожено 4 572 гитлеровца, в том числе почти половина – 48 процентов – снайперами. Только за 23 ноября снайперы 25-й дивизии записали на свои счета 154 убитых врага, а за первую половину декабря – 1 111 фашистов. К началу 1943 года в дивизии были созданы две снайперские роты. «У русских замечательные стрелки. Не дай бог оказаться их целью», – писал венгерский ефрейтор в дневнике, попавшем в руки наших солдат и опубликованном газетой «Сталинградская правда» 14 января 1943 года.
Василий почти никогда не пользовался одной и той же огневой позицией дважды и всегда тщательно выбирал их. Исключением был случай, когда он устроил засаду в сгоревшем танке на нейтральной полосе. С этой точки Голосов уничтожил 13 вражеских солдат и офицеров, в том числе двух снайперов, пока враг не засек, откуда стреляют. Начался ожесточенный минометный обстрел, но он с тремя своими воспитанниками, для которых эта операция была первой, благополучно вернулся в наши окопы. Вчетвером они уничтожили тогда 45 гитлеровцев.
Голосов не просто искал цели – зачастую он организовывал их, как бы заманивая противника. Так, в дуэли с вражеским снайпером использовал чучело, а когда враг поддался на уловку и раскрыл свою позицию, Василий покончил с ним метким выстрелом. В другой раз перед нашим передним краем на ничейной полосе выставили карикатуру «Гитлер – собака». Когда враги попытались ее снять, снайперы уничтожили как минимум двоих…
Весной 1943-го дивизия вела тяжелые бои на территории Харьковской области. В середине марта полк Голосова попал в окружение, из кольца надо было вырываться через лес. Отход прикрыл снайперский взвод под командованием Василия, усиленный 45-мм орудием. «Снайперы в лесу – большая сила. Метким огнем они вызвали панику среди гитлеровцев, истребили до 40 солдат и офицеров, а расчет орудия подбил вражескую бронемашину», – вспоминал бывший командир дивизии Павел Шафаренко.
Василий Иванович погиб в боях за село Долгенькое Изюмского района Харьковской области: во время авианалета противника осколок угодил ему в грудь. Посмертно гвардии лейтенанту присвоено звание Героя Советского Союза «за мужество и отвагу, проявленные в многочисленных боях, за уничтожение 422 гитлеровцев». Его имя золотом высечено в Туле на стеле землякам – Героям Советского Союза.
 Валерий РУДЕНКО
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему