Общество

11:02, 28 апреля 2017

Иван да Марья

 Нелли ЧУКАНОВА
 Из семейного архива

Так уж сложилась судьба, что родом Иван да Марья из Дубенского района, но познакомились и поженились они в Туле. И только перед бракосочетанием молодая узнала, что суженый старше нее почти на полтора десятка лет. А когда ему было раньше жениться? Сначала воевал в Финскую, потом в Великую Отечественную, да и после победы путь к мирной жизни оказался тяжелым…

Лихие сороковые
Когда началась война, Маше Толкачевой было тринадцать лет. Отец Александр Григорьевич и старшие братья Илья и Николай ушли на фронт в первые месяцы войны, а Мария вместе с матерью, двумя младшими сестренками и братиком осталась в деревне Тимофеевка Дубенского района.
И по сей день Мария Александровна не может забыть, как наравне со взрослыми работала на колхозном поле, как таскала на погрузку пятидесятикилограммовые мешки с зерном. И это притом, что сама она весила всего сорок килограммов…
Несколько месяцев в деревне стояли немцы, некоторые были расквартированы в избе Толкачевых, но никаких зверств и безобразий не чинили. Мария Александровна даже вспоминает, как совсем молоденький немецкий солдатик катал зимой с горки на санках местную малышню.
…С фронта вернулся только старший брат Николай – и то инвалидом первой группы, он был тяжело ранен осколком в живот. Отец погиб под Смоленском. А Илья, пулеметчик танкового расчета, вместе со своим экипажем сгорел во время боя на чужбине незадолго до победы, 17 апреля 1945 года.
Поняв, что семье в таком составе в деревне будет выжить непросто, мать Марии Ольга Савельевна приняла непростое решение – продала дом, корову, и они все вместе переехали в Тулу. Приобрели небольшой домик на Арсенальной, да вот беда, семью жестоко обманули – дом был подмыт грунтовыми водами, и строение в одночасье рухнуло. Семье фронтовика помогли с жильем – дали большую комнату в подвале дома на улице Луначарского. Из всех благ цивилизации там был водопровод, а готовить приходилось на примусе.
Мария, окончившая к тому времени восьмилетку, понимала, что учиться дальше ей не придется – надо помогать матери растить младших ребятишек. После курсов она устроилась продавцом в универмаг, располагавшийся в одном из старых купеческих домов у кремля.
Работа за прилавком показалась девушке непривлекательной, и она ушла на оружейный завод, где проработала до самой пенсии.
Зато и младший брат, и обе сестренки Марии получили хорошее образование, став инженерами. Одна из сестер, Толкачева Анна Александровна, к тому же была известной в Туле шахматисткой.

С первого взгляда – и на всю жизнь
Иван Панов родился в 1914 году в деревне Поречье Дубенского района, служить пошел в 1937-м, и на его долю выпали и Финская, и Великая Отечественная войны. Воевал и его старший брат.
Незадолго до победы Иван был тяжело ранен в ногу, речь шла об ампутации, но повезло – его лечил врач родом из Тулы, пообещавший спасти земляку ногу, и слово свое сдержал. Правда, в госпитале после войны Панов провел полтора года.
Приехав в Тулу, выучился на мастера по ремонту швейного оборудования и всю жизнь проработал на фабрике «Чайка».
Марию с Иваном познакомила ее соседка. Просто забежала как-то вечером поболтать и сказала, что есть у нее на примете отличный парень, мастер на все руки, без вредных привычек, вот ему бы еще девушку хорошую найти да жениться…
Несколько месяцев влюбленные встречались, а в декабре 1950-го решили, что будут вместе всегда. Пышных торжеств не устраивали – не на что было купить ни нарядное платье, ни кольца. В загс отправились на трамвае, и только тут, заглянув в паспорт суженого, Мария обнаружила, что он на четырнадцать лет старше. Но, разумеется, на ее решение быть с любимым рядом это никак не повлияло – удивилась, посмеялась, да и только.

Справедливость восторжествовала
Ровно через девять месяцев после свадьбы у молодоженов родилась двойня – сын Юрий и дочь Надежда. На дом Иван и Мария заработали сами, купив его в Заречье на улице Токарева.
Домишко был маленький и уже по тем временам древний, с печным отоплением и водой, которую надо было таскать ведрами из уличной колонки. Но они и тому были рады. А в семидесятые-восьмидесятые, когда старое Заречье бурно обновлялось, пошли слухи, что кварталы ветхих строений на Токарева будут сносить, а жителей переселят в благоустроенные девятиэтажки с горячей водой, мусоропроводом, лифтом. Но потом жизнь вдруг резко изменилась… Поняв, что им грозит доживать век в ветшающем с каждым днем домишке без элементарных удобств, Мария Александровна обратилась за поддержкой в военкомат, и ей пообещали помочь, посоветовав прийти еще раз через три месяца. А через два месяца Ивана Васильевича не стало…
Мария Александровна все же дошла до военкомата, но результат ее не порадовал.
– Мы обещали помочь с квартирой фронтовику, инвалиду второй группы по боевому ранению. К вам это отношения не имеет! – таков был вердикт.
Что поделаешь? Она смирилась с судьбой. На зиму старушку забирала к себе дочь, ведь топить печь ей уже было тяжело. Жили, как говорится, в тесноте да не в обиде. Семья большая, но бабушке постарались отвести отдельную комнату.
А недавно Мария Александровна, как вдова фронтовика-инвалида, получила субсидию на покупку квартиры. Родные помогли подготовить необходимые документы, а когда деньги пришли, к 1 200 000 руб­лей добавили свои сбережения, купив для любимой мамы и бабушки двухкомнатную квартиру. Как только будет завершен ремонт, 88-летняя пенсионерка наконец сможет переселиться в просторное благоустроенное жилье. А стало это возможным благодаря так называемому майскому Указу Президента России № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему