Общество

00:00, 06 мая 2017

«Иван-Виллис» с Горьковского завода

Этот автомобиль в армии получил очень большое количество прозвищ: «козлик», «пигмей», «Иван-Виллис», «хочу быть «Виллисом».

Антон АЛЕКСАНДРОВ
Сергей КИРЕЕВ

Несмотря на идейное родство с заокеанским коллегой, поставляемым в Россию по ленд-лизу, наш герой является полностью отечественной разработкой.
Первые автомобили сошли с конвейера Горьковского автозавода в 1941 году с индексом ГАЗ-64 и после модернизации в 1943-м
получили окончательное наименование ГАЗ-67.
«Иван-Виллис» стал таким же символом Великой Отечественной войны, как и ГАЗ АА (полуторка), и танк Т-34.
Рождение во время войны и специфическое техническое задание на автомобиль для военных во многом предопределили получившийся результат. «Газик» не обладал комфортом и удобствами гражданских автомобилей того времени. Основные усилия инженеров были направлены на создание надежного крепкого автомобиля для максимально универсального применения во время военных действий. Солдату важнее комфорта – бесперебойная работа мотора, надежная подвеска, не пасующая перед ямами и колдобинами военных дорог, да крепкая рама, позволяющая перевезти тяжелый груз. Во время войны вес не считали, грузили сколько войдет….
Несмотря на сугубо утилитарное предназначение, для защиты от ветра и капризов погоды автомобиль оснастили брезентовыми дверями, которые в случае необходимости можно было свернуть рулоном, и мягкой крышей.
ГАЗ-67 проектировали в уникально короткие сроки, инженеры пошли по пути максимальной унификации с уже существующими серийными автомобилями и деталями. Машина получилась настолько простой, что починить ее могли даже солдаты, не говоря уже о ремонтных бригадах.
Сильной стороной газовского внедорожника был двигатель. Под капотом трудился трехлитровый движок от «полуторки» с увеличенной мощностью и крутящим моментом, с простым и надежным карбюратором без экономайзера.
Степень сжатия этого двигателя была крайне низкой, составляла всего 4.6 единицы. Это позволяло ГАЗ-67 передвигаться на любых сортах бензина, даже на том, что топливом назвать тяжело. В летнее время машины нередко заправляли лигроином, или керосином, или даже смесью того, что находили в остатках бочек с топливом.
В пару к мотору ставили надежную четырехступенчатую механическую коробку передач от той же «полуторки» с главной передачей 4.44, и передаточным числом первой ступени 6.4. Первая передача должна была, согласно инструкции, использоваться только в тяжелых условиях движения и при буксировке орудий артиллерии. В обычных же условиях движение начиналось со второй передачи.
Автомобиль очень ценили за внедорожные характеристики: не снижая скорости, он был способен передвигаться по колее, оставленной тяжелой техникой и грузовиками, а также по бездорожью и грязи глубиной до 0,8 метра.
ГАЗ-67 не был идеальной машиной. Руль и педали требовали достаточно больших усилий, механические тормоза эффективностью не отличались, коробка передач без синхронизаторов требовала определенных навыков обращения. Впрочем, для неизбалованных советских солдат это было не так уж важно, да и свою прямую функцию автомобиль выполнял безукоризненно.
После окончания войны выпуск данной машины был увеличен.
Ее активно использовали различные оперативные и гражданские службы, широко был распространен ГАЗ-67 и в сельском хозяйстве.
Последний автомобиль с индексом 67 сошел с конвейера Горьковского автозавода в 1953 году, уступив место более современному ГАЗ-69. Но по дорогам нашей страны еще многие десятилетия передвигались «Иван-Виллисы», каждодневно выполняя возложенные на них обязанности.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему