Общество

09:00, 30 января 2015

Как остановить рост цен

 Анастасия КАЛИНИНА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

О необходимости стабилизировать стоимость важнейших товаров на этой неделе говорили участники оперативного штаба в правительстве Тульской области. Министры, депутаты, местные производители мяса, молока и хлеба, руководство сетевых магазинов несколько часов пытались договориться: как и кому стоит поступиться собственными интересами ради общей цели – остановки роста цен.

Мониторинг цен по 40 видам товаров первой необходимости ведется с августа 2014 года. До октября рост был умеренным и незначительным. Но цифры на ценниках начали расти в ноябре–декабре, а серьезный скачок произошел в январе. Любопытно, что за последний месяц 2014-го больше всего подорожала гречка – на 19,7 процента. Следом шли овощи-фрукты – 8,7–17 процентов, яйцо куриное – 12,9 процента. А в январе 2015-го взлетели цены на овощи. Больше всего – на 40 процентов подорожала капуста. На 20 процентов стал дороже сахар, на 15 процентов – рис.
По мнению председателя регионального комитета по предпринимательству и потребительскому рынку Татьяны Лапаевой, это обусловлено как объективными причинами – санкции, сезонные колебания цен, увеличение стоимости кредитов, так и накручиванием цен недобросовестными продавцами.
Заместитель председателя областной Думы Юлия Марьясова призвала сетевые магазины отказаться от так называемого «входного билета», когда производитель вынужден дополнительно платить магазину, чтобы продать на его площадях свой товар. Это отпугивает от крупных торговых сетей местных производителей и в итоге напрямую отражается на стоимости товара. В ответ на это представитель  «Пятерочки» ответил, что у него «похолодели руки» от такого несправедливого обвинения: мол, такой практики ни в его магазине, ни у его конкурентов давно нет.
Зато, как отметил руководитель регионального ФАС Юрий Елагин, у сетевых магазинов существуют так называемые дополнительные договоры. К примеру, о приоритетной выкладке, о продвижении товара или информационном обслуживании. Согласно последнему магазин сообщает поставщику, какие товары наиболее востребованы, а какие – нет. По сути, поставщикам допдоговоры просто навязывают. По данным антимонопольной службы, эти услуги составляют до 10 процентов от стоимости товара, что, к примеру, к цене батона добавляет 1,5 рубля.
В отказе от допдоговоров скрыт ресурс, который сегодня может хотя бы отчасти стабилизировать рост цен. Однако сетевики на совещании выразили общую твердую позицию – от этих форм сотрудничества они не откажутся.
Любопытные данные озвучил представитель Роспотребнадзора. Контролирующая инстанция сопоставила цену, по которой один из тульских сетевых магазинов получал товар на склад, со стоимостью того же продукта на выходе, то есть в кассовом чеке. Итак, цена картофеля увеличилась с 15,94 рубля до 24,9; моркови – с 13,59 рубля до 32,80; капусты – с 16,35 руб­ля до 38,70, растительного масла – с 36 до 66 рублей. Как объясняют этот ценовой скачок сами торговцы, такова цена сложной логистики, постоянного подвоза свежей продукции, широкого ассортимента и прочих удобств для покупателя.
Когда слово перешло к тульским производителям, на сетевиков обрушилась лавина новых упреков. Руководитель «Лазаревского» Федор Романовский подчеркнул, что он с сетями не сотрудничает и никогда этого не делал: невыгодно. Он добавил, что «Лазаревское» начало сокращать объем производства мясных деликатесов по причине снижения покупательной способности туляков.
Руководитель Тульского молочного комбината Александр Ширинкин посетовал на ненадежность сетевых магазинов, которые задолжали компании около 200 миллионов рублей, не рассчитавшись за продукцию, поставленную в декабре. А за месяц, как было озвучено ранее, все заметно подросло в цене.
Обижена на сетевые магазины и руководитель Болоховского хлебозавода Любовь Демидова, она утверждает, что раньше они занимались только выпечкой хлеба, а сейчас на их плечи сети возложили обязанность по развозу продукта.
Министр экономического развития Тульской области Григорий Лаврухин, подводя итоги совещания, отметил, что одной из форм сотрудничества в стабилизации цен могут стать многосторонние договоры между предприятиями пищевой, перерабатывающей промышленности и сетевыми торговыми компаниями.
По результатам заседания было принято решение о создании  рабочей группы при оперативном штабе, в том числе и для более детальной проработки вопроса о соглашениях, которые позволят избежать дальнейшего резкого повышения цен на основные продукты питания.
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Читатель
06 февраля 2015
Надо просто увеличить предложение товара на который повысились цены.

На эту же тему