Общество

14:58, 27 июля 2022

Как в Туле обстоят дела с предоставлением жилья детям-сиротам?

Как в Туле обстоят дела с предоставлением жилья детям-сиротам?

Все дети-сироты, у которых нет жилья, пригодного для проживания, по закону имеют право на получение жилого помещения по достижении 18 лет.

При этом предоставить то самое жилье нужно вовсе не в заоблачном будущем, не когда подойдет очередь, а буквально ко дню рождения.

Если парень или девушка находились в образовательном или медицинском учреждении, учреждении социального обслуживания, то жилье им положено, когда срок пребывания в этой организации закончится. Если сирота получал проф­образование или проходил службу по призыву, то должен получить жилье после окончания обучения или после службы в армии. А если отбывал наказание в исправительной колонии, то жилье надо предоставить сразу после освобождения.

Однако на деле все не так просто. И работникам прокуратуры приходится держать руку на пульсе, контролируя состояние законности в сфере соблюдения жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.


Право есть, жилья нет?

На днях в областной прокуратуре состоялось межведомственное совещание по состоянию законности в сфере соблюдения жилищных прав детей-сирот. В нем приняли участие министр строительства Тульской области Константин Лопухов, министр труда и социальной защиты Тульской области Анна Домченко.

Как рассказала начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства Ирина Гостева, в настоящее время в Тульской области в списке детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоят 1978 человек, из которых у 1312 уже возникло право на обеспечение жильем в связи с достижением 18-летнего возраста, однако данное право на сегодняшний день остается нереализованным.

Министерство строительства Тульской области закупило для сирот, а министерство труда и социальной защиты предоставило парням и девчатам 32 жилых помещения. При этом 25 из них – во исполнение судебных решений: семь сирот самостоятельно подали заявления работникам Фемиды, а в 18 случаях пришлось вмешаться прокуратуре.

И похожая ситуация сейчас практически по всей стране.

В прошлом году заместитель председателя Госдумы Анна Кузнецова привела статистику, согласно которой в Российской Федерации в списках на получение жилья находились 289,8 тысячи сирот, при этом почти 200 тысяч не могут реализовать свое право, хотя им исполнилось 18 лет.

А ведь очередь растет! Из года в год появляются ребята, которые выходят из интернатов и отправляются в свободное плавание, да вот беда – без корабля… И, по оценке Счетной палаты РФ, даже если очередь «тормознет», потребуется лет девять, чтобы обеспечить их жильем.

Сейчас, по оценкам специалистов, объем средств для исполнения накопившихся обязательств государства составляет 321 миллиард руб­лей, а через полтора года эта сумма может приблизиться к 500 миллиардам.

Анна Кузнецова назвала и причины, которые легли в основу проблемы. Это и отсутствие единого ведомства, ответственного за обеспечение квартирами, и излишний формализм, и дефицит жилого фонда, и недостаточное финансирование на фоне постоянного роста цен на жилье, и расхождение нормативов стоимости квадратного метра с фактической стоимостью.


Выбор между

«дорого» и «сердито»

– В Тульской области на покупку квартир для сирот выделяются немалые средства, – пояснила прокурор по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры области Кристина Зотова. – К примеру, в бюджет региона на текущий год было заложено почти 670 миллионов руб­лей, а из федерального бюджета добавлялось еще 52 миллиона. В планах значилось, что на эти деньги купят 250 квартир.

И еще совсем недавно дебет и кредит вполне сходились. Квадратные метры для сирот приобретались из расчета 77 222 руб­ля за единицу, утвержденного Минстроем России. И для всех юных граждан закупалось хорошее жилье буквально в четырех километрах от Тулы – в прокуратуре подчеркнули, что претензий по качеству нет! А сегодня рынок таков, что стоимость квадратного метра выросла, приблизившись или перешагнув отметку в 100 тысяч руб­лей.

Этому были свои причины: Тула растет и хорошеет, становится лакомым кусочком для инвесторов, а значит, растет и ценник на жилье. Детей-сирот, получивших право на свое гнездо, наделяют, как правило, однокомнатными квартирами. А ведь это самый ходовой товар! Дело в том, что небольшая жилая площадь удобна и маленьким семьям, и одиноким гражданам, и студентам, да и оплата коммунальных услуг почти вдвое дешевле, чем в «двушке».

Но если стоимость новостроек выросла, может, обратить внимание на вторичку? И в той же Большой Туле найти для сирот достойное жилье? И позволить себе поторговаться, общаясь не с застройщиком, а с физлицом?

Как оказалось, на практике это ничуть не легче. Поскольку у сироты нет живых денег, а покупка идет через контракт, собственники не очень-то хотят заниматься сложной бюрократией. А если к этому делу привлекать риелтора, который грамотно сопроводит сделку, то он, естественно, потребует, чтобы его труд оплатили…

Согласно закону, дети-сироты имеют право выбрать место, где совьют гнездо. То есть они вовсе не обязаны возвращаться к себе на малую родину. И, живя когда-то в поселке, стоящем в ста километрах от Тулы, могут рассчитывать на квартиру, расположенную в областном центре. Были случаи, когда детям-сиротам предлагалась хорошая жилплощадь, причем даже на выбор. Но ребята не горят желанием оставаться «в захолустье». Одни из них просто не хотят возвращаться в эпицентр семейной драмы, другие не видят там перспектив, а третьи прекрасно понимают, что одинаковые по площади квартиры в тех же Туле или в Волово имеют совершенно разный ценник.

Конечно, законом предусмотрен и своеобразный сдерживающий фактор. И все квартиры, которые предоставляются сиротам, в течение пяти лет считаются муниципальным жильем. То есть, получив заветную жилплощадь, выпускник интернатного заведения должен еще доказать окружающим, что достоин стать ее собственником. И участковый уполномоченный или работник социальной службы не раз придут на место и проверят, как ведет себя сирота: вовремя ли платит за коммунальные услуги? не превратил ли жилище в притон? знает ли, что мусорный бак стоит на специально выделенной территории, а не прямо у входной двери?

Как бы то ни было, насущная проблема пока не теряет актуальности.

Столкнувшись с вопросом квартир для сирот, ряд регионов Российской Федерации ввел специальные сертификаты, которые позволяют молодым гражданам искать жилье самостоятельно. И практика уже показала, что сама возможность выбора идет сиротам на пользу.

Ну а пока по итогам заседания, которое прошло в прокуратуре, принято решение принять допмеры, направленные на повышение эффективности работы по соблюдению жилищных прав вышеуказанной категории лиц, и выработан комплекс мероприятий по решению проблемы очередности предоставления им жилья.


Людмила ИВАНОВА

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий