Общество

09:00, 29 июля 2016

Капитальный контроль

Капитальный контроль
«Народный контроль. ЖКХ» уже несколько лет помогает жителям многоквартирных домов Тульской области в самых разных, порой неразрешимых ситуациях. А с момента начала реализации программы капремонта общественная организация взяла на себя обязательства еще и в этой сфере. С какими проблемами чаще всего сталкиваются туляки, чьи дома начали ремонтировать, как можно ускорить процесс и как обезопасить свою многоэтажку от недобросовестного подрядчика? Об этом «Тульские известия» поговорили с региональным координатором проекта Анастасией Дементьевой.

Анастасия КАЛИНИНА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

– Анастасия Олеговна, как давно «Народный контроль. ЖКХ» подключился к помощи жителям в сфере капремонта?
– Программа капитального ремонта многоквартирных домов была принята в октябре 2014 года. И с января 2015 года планомерно влилась в нашу текущую работу. Программа касается практически каждого жителя Тульской области, обойти ее вниманием мы просто не могли.
­– Какие функции взял на себя центр общественного контроля?
– Мы работаем в комплексном, заявительно-плановом режиме. Так, есть горячая телефонная линия, жители региона обращаются к нам по всем вопросам, в том числе и по капремонту. За первое полугодие 2015 года мы получили 79 таких обращений, за год всего их было около 300. За первые 6 месяцев 2016-го количество вопросов удвоилось и составило 156. Если человек звонит нам по телефону и наша консультация ему помогает – вопрос считается закрытым. Но если ситуация острая, требует внимания, рассмотрения на месте, мы выезжаем региональной командой. Также на дом могут выйти наши представители на местах. Мы общаемся непосредственно с жителями и все проблемы, если они действительно существуют, фиксируем в документах для дальнейшей работы.
– Какие вопросы волнуют туляков?
– Разные. Начиная с самых простых: «В каком году мой дом будет отремонтирован?», «Какой перечень работ для нашего жилья предусмотрен?», заканчивая контролем за деятельностью подрядных организаций. На сегодняшний день, пожалуй, это самая распространенная и сложная проблема. Нередки случаи, когда подрядчики недобросовестно выполняют свои обязательства. Бывают и протечки кровель, и другие дефекты, с жалобами на которые жители обращаются и в Фонд капремонта, и к нам на телефон горячей линии.
К примеру, было много вопросов по одному из двухэтажных домов в Богородицке. Ошибка там была ключевой: запланировали ремонт системы отопления, хотя в 50 процентах квартир были свои источники тепла, и замена батарей была явно нецелесообразна. При вмешательстве «Народного контроля. ЖКХ» удалось разобраться и сделать так, чтобы во всех квартирах было тепло. В Белеве в прошлом году был случай. Зашел на дом по улице Рабочей недобросовестный подрядчик. Начался отопительный сезон, а рабочие только заканчивали демонтаж труб. Пришлось делать все в аварийном режиме, чтобы дом подключился к теплу. А в следующий сезон систему все равно пришлось переделывать.
– Есть ли какой-то способ воздействия на подрядчиков? Можно ли сделать так, чтобы контракт получали проверенные, добросовестные организации?
– Фонд капремонта, конечно, проводит необходимую конкурсную процедуру. Но пока лазейки для недобросовестных ремонтников есть. Поэтому сейчас федеральным Министерством строительства и ЖКХ разработан единый порядок отбора подрядных организаций. Требования ужесточаются. Так, в конкурсе уже не смогут участвовать подрядчики с судимостью или хотя бы раз внесенные в реестр недобросовестных.
– Одна из важных функций Народного контроля – правовое просвещение граждан. Нужно ли оно, когда дело касается кап­ремонта?
– Конечно. К примеру, не все жители знают, что существуют гарантийные обязательства подрядных организаций, установлен единый срок для всех видов работ, это 5 лет. То есть в случае обнаружения неполадок после ремонта жители могут обратиться в Фонд и он взыщет деньги на устранение недочетов с подрядчика. А дефект, который был выявлен, должен устраняться для жильцов бесплатно. Часто туляки не обладают полной информацией, когда и какие виды работ будут проводиться в их доме. Сейчас Фонд капремонта начал размещать специальные информационные таблички, с наименованиями подрядной организации, контактной информацией и сроками выполнения работ. Так что информационные пробелы постепенно ликвидируются.
– Возникли ли какие-то особенности реализации программы капитального ремонта в этом году?
– Да, есть одна проблема, с которой мы столкнулись. По региональной программе, которая в 2016-м выполнена уже на 26 процентов, в капремонт вошло всего три вида работ. Это ремонт кровли, электрики и фасада. Дома, ремонтируемые годом ранее, получили больший объем работ, начиная от замены инженерных коммуникаций, заканчивая ремонтом кровли и отделкой фасадов. Участники программы 2016 года – дома фактически с той же степенью износа, что и прошлогодние. Это те же самые двухэтажки барачного типа. Вопрос острый, поднимался туляками неоднократно. Врио губернатора Алексей Дюмин во время встречи с представителями центра общественного контроля ЖКХ поручил пересмотреть список работ, которые входят в региональную программу. Наше областное министерство предложение рассмотрело. И сейчас решено, что ремонт тех коммуникаций, которые не вошли в программу, будет включен в краткосрочные планы 2017–2019 годов.
– Вопрос, который наверняка волнует многих. Можно как-то ускорить начало капремонта в своем доме? Когда, к примеру, узнаешь, что твой дом входит в программу в 2027 году, это выглядит так, как будто он не будет отремонтирован никогда.
– Можно – и нужно. Вы знаете, что существует два основных способа аккумулирования средств на капремонт – так называемый «общий котел» и специальный счет. Последний вариант и есть способ ускорить начало работ. Если провести собрание жильцов и по его решению создать специальный счет, то все деньги, которые дом перечисляет на капремонт, будут собираться именно на нужды этого отдельно взятого дома. Когда накопится достаточная сумма – к примеру, для ремонта кровли, – работы можно провести, не дожидаясь 2027 года. Еще поднакопили – отремонтировали фундамент. И так далее. То есть управление деньгами полностью зависит от собственников. Кстати, жители в любой момент могут принять решение о способе сбора средств на капремонт. Что касается спец­счета, особенно он удобен для домов с хорошей платежеспособностью и большим количеством квартир.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий