Рекламный баннер.

Общество

09:00, 27 ноября 2015

Капитан воздушного плавания

Капитан  воздушного плавания
 Татьяна ЕЛАГИНА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Известный российский путешественник Федор Конюхов не раз бросал вызов стихии. Сейчас он в свои 63 года намерен в одиночку, всего лишь за две недели и без единой посадки облететь Землю на воздушном шаре. О том, как исследователь готовится к взятию мирового рекорда, а также о других значимых проектах он рассказал на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».

Мужество и дерзость
В президентский зал МИА «Россия сегодня» вошел человек среднего роста, в теплой распахнутой толстовке с эмблемой своего будущего летательного аппарата, в спортивных удобных ботинках, с бородой и немного растрепанными длинными волосами. Из-под густых бровей смотрели ясные и добрые глаза. Конюхов был скромен и немногословен, но на вопросы отвечал собранно и четко.
Проект представляет собой полет вокруг света на воздушном шаре.
По правде говоря, в этом Конюхов не первопроходец. Уже было предпринято 12 попыток, из которых лишь двум было суждено завершиться успехом. Федор Филиппович задумал повторить подвиг швейцарца Бертрана Пиккара и англичанина Брайана Джонса, которые первыми в мире обогнули планету на воздушном шаре. В 1999 году, чтобы добраться из Швейцарии в Египет, им потребовалось 20 дней. Но ориентир для Конюхова – Стивен Фоссетт, на счету которого 116 мировых рекордов. Американец смог совершить полет в одиночку в 2002 году, кругосветка удалась лишь с шестого раза. В воздухе Фоссетт пробыл 14 дней 19 часов и 50 минут и за это время преодолел 33 тысячи километров. Самая высокая скорость, которую получилось развить, – 300 километров в час, тогда пилот пролетал над Индийским океаном.
Федор Конюхов намерен улучшить показатели своего коллеги и затратить на путешествие 13–14 дней. Как рассказал сын Конюхова, Оскар, старт будет дан в Австралии в июне 2016 года, когда в южной части Земли наступит зима. Маршрут проложен с запада на восток: Австралия – Тасманово море – Новая Зеландия – Тихий океан – Южная Америка (Чили – Аргентина) – Фолклендские острова – Атлантический океан – Африка – Индийский океан – финиш в Австралии.
– Выбор Южного полушария обусловлен тем, что в этой части гораздо ниже интенсивность авиационного трафика, а также здесь легче получить разрешение на пролет, так как мой путь лежит только над Австралией, Новой Зеландией, Чили, Аргентиной и, возможно, ЮАР. И кроме того, нам для раскладки оболочки нужны широкие пустынные пространства, а также большие площади для приземления, – объясняет Оскар Конюхов.

Всем шарам шар
Что же будет представлять собой аэростат, на котором отправится ставить рекорды Конюхов?
Конструкция его достаточно сложна. Это и неудивительно, ведь воздушный шар, наполненный гелием, должен будет лететь на высоте 11 тысяч метров – на такой летают самолеты. Аппарат из испанских материалов сооружает английская компания Cameron Ballons, которая раньше уже построила три таких шара. Но нельзя сказать, что русские совсем уж не приложили к делу руку. Так, система ГЛОНАСС, солнечные батареи, которыми будет оснащен корабль, – отечественные; гелий тоже местный. Ну и самое главное, пилот – Федор Конюхов.
Гондолу летательного аппарата отольют в точности как у Стивена Фоссетта, однако с применением новых технологий. Так, «корзина» Конюхова будет сделана не из стеклопластика, а из карбона и углепластика. Сам пилот на протяжении всего полета будет облачен в легкий космический скафандр и кислородную маску.
– Днем я полечу за счет гелия, который будет расширяться. Ночью гелий станет сужаться и шар пойдет на снижение. Тогда я включу горелки пропан-бутана. С собой возьму 32 баллона по 180 килограммов каждый, – рассказал путешественник. – Техническую посадку на такой высоте совершить невозможно. Дается лишь одна попытка.
Безопасность полета будут отслеживать в штаб-квартире в Лондоне и в космическом Центре управления полетами в Москве.

Страх говорит,
что ты жив
Во время одиночного круго­светного полета Федору Конюхову придется спать всего по 4 часа в сутки, урывками по 30–45 минут. Также ему регулярно придется выходить за пределы кокпита, проверять и очищать ото льда горелки и переключать баллоны. Все эти работы он будет проводить на пределе человеческих возможностей – на высоте 5–10 тысяч метров, на скорости 100–200 километров в час и при температуре воздуха минус 40 градусов.
Федор Конюхов рассказал, что особенно сложно ему придется ночью, когда шар будет снижаться. Утром гелий снова поднимет путешественника, и тогда у него появится немного времени, чтобы перевести дух.
– Я лечу один, потому что я верующий. Зачем же подвергать опасности жизнь другого человека, если это моя идея, я ее выносил? Мне, безусловно, страшно и волнительно, – признается рекорд­смен. – И так всегда, перед каждым путешествием. Страх – это замечательное чувство, он говорит, что ты жив. Главное, чтобы Бог не отобрал у меня это ощущение в ближайшее время.
Беседуя с журналистами, Федор Конюхов и его коллега – исследователь Арктики и Антарктики, ученый-океанолог, Герой СССР и Герой России Артур Чилингаров, в один голос заявляли, что современные молодые люди не пылают страстью к подобной романтике.
– Мы хотим, чтобы молодежь понимала: ради Родины надо рисковать жизнью! И этот полет станет отличным примером, – подчеркнул Чилингаров.

Через Эверест
к звездам
Путешественник обращает внимание, что все свои экспедиции он очень долго и тщательно готовит. Чтобы подняться на высоту в 11 тысяч метров, Конюхову нужно пройти спецподготовку по пилотированию, повышению физической выносливости.
К примеру, перелет из Германии в Италию на аэростате, наполненном водородом, пройдет на высоте 5 тысяч метров. Тренировка научит исследователя летать в кислородной маске. Две недели он проведет в базовом лагере на Эвересте, чтобы акклиматизация прошла легче.
Одна тренировка пройдет в Заокском районе Тульской области. Под чутким руководством пилота Ивана Меняйло Федор Конюхов попробует дольше всех в мире задержаться на аэростате в воздухе.
Чемпион России, вице-президент Федерации воздухоплавания РФ Иван Меняйло немного рассказал о том, что прославленный путешественник планирует сделать на Тульской земле.
– Чуть более года назад обратился Федор Филиппович, и мы спланировали совместную программу подготовки, – пояснил он. – Главная задача – пролететь не менее 30 часов на комбинированном шаре, для которого используют как гелий, так и теплый воздух.
– Мы рассчитываем на мороз, – добавил Конюхов. – Это будет полнолуние 20–21 января. А почему Тула? Потому что губернатор поддерживает, Тула – регион хороший.

Под воду
Покорение воздушной стихии – далеко не единственная мечта легендарного путешественника. В планах – погружение в Марианскую впадину.
Взятие глубины произошло еще до первого полета человека в космос – 23 января 1960 года. Тогда Жак Пикар и Дон Уолш достигли самой нижней точки впадины – Бездны Челленджера. Прошло 52 года, прежде чем аналогичное погружение осуществил аппарат под управлением Джеймса Кэмерона.
Российский проект ставит своей целью не просто коснуться дна, но и провести там двое суток, преодолев 90 морских миль и проведя уникальные исследования.
Дело за малым – созданием двухместного батискафа. Технологии будут российские, но строить отправятся в Австралию, поскольку такой опыт имеется лишь там. Отечественные производители от работы не открещивались, но честно предупредили – ждать придется лет 15 лет. Сама экспедиция планируется на 2021 год.

Лик Спасителя Пантократора
На пресс-конференции представители Зарайской епархии передали в дар отцу Федору (Федор Конюхов является протоиереем православной церкви. – Прим. ред.) икону Спасителя Пантократора.
Федор Филиппович, завидя святой образ, перекрестился, поблагодарил за подарок и попросил всех молиться, пока он будет плыть на воздушном шаре, рассекая небесные просторы.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий