Общество

10:02, 17 мая 2013

Хамство ценою в жизнь

Смертность от дорожно-транспортных происшествий в Тульской области традиционно превышает среднероссийские показатели. В прошлом году она чуть снизилась по сравнению с 2011-м, но никакого прорыва не произошло. А ведь его ждали: целевая программа оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП реализована, теперь у медиков есть все, о чем они раньше могли только мечтать. Но что делать, если каждое седьмое ДТП заканчивается у нас смертельным исходом и выезжать приходится уже на труп…
Тульская область, безусловно, специфична, по нашей территории проходят три федеральные трассы: М-4 (Дон), М-2 (Крым), М-6 (Каспий) и две межобластные – Орел–Калуга и Калуга–Рязань. Кроме того, в регионе наблюдается быстрый рост количества транспортных средств: в прошлом году их насчитывалось 619 тысяч – на 6,5 процента больше, чем в году предыдущем. Состояние региональных дорог – тема отдельного материала, скажем лишь, что самое обыкновенное дело – это когда машина выскакивает из ямы прямо на встречную полосу…
И все-таки разбитое дорожное полотно, туман, гололед, проливной дождь и прочие стихийные бедствия далеко не всегда являются причинами автокатастроф. Служба ГИБДД утверждает, что в подавляющем большинстве случаев виноват человеческий фактор.
В России автомобиль почему-то не воспринимается как опасное орудие в руках безответственного человека. «Долгоиграющий» кризис, переживаемый нашим государством, проявляет себя не только в значительном росте преступности, увеличении числа, казалось бы, немотивированных, разрушительных, агрессивных действий, но и в автомобильно-дорожной сфере. Именно на дороге тип поведения зависит исключительно от человека, а последствия очевидны для каждого. Автомобиль – индикатор, средство выражения человеком самого себя как личности в целом, так и своего психоэмоционального состояния в каждую из секунд.
Сегодня, по данным Министерства здравоохранения РФ, 85 процентов взрослого населения страдают теми или иными формами пограничных психических расстройств, той или иной степенью выраженности социально-психологической дезадаптации. Такие расстройства нарушают лишь определенные сферы психической деятельности. Вне их человек может быть абсолютно сохранен. В возникновении пограничных расстройств решающую роль играют неблагоприятные социальные факторы, острые и хронические стрессовые ситуации, а этого в теперешней жизни более чем достаточно.
Дорога и автомобиль оказываются одной из немногих, если не единственной, сфер жизни, где непосредственно сталкиваются люди различных социальных слоев. Здесь высокомерие одних и молчаливое озлобление других людей в авто разных марок и стоимости служат моделью реальных общественных противоречий и социального напряжения. Нигде, как на дороге, так не очевидна необходимость во имя собственной безопасности соблюдать общие правила, ограничивая личную свободу. И нигде нет такого сильного соблазна пренебречь некими абстрактными правилами во имя совершенно конкретного блага. Такого, каким оно в данный миг представляется…
Не секрет, что чаще этому соблазну поддаются люди в дорогих автомобилях, ведь это – проекция их обычного поведения. Они привыкли соблюдать правила только там, где есть сильный механизм принуждения. Поэтому дорога для них – форма своеобразно понимаемой свободы: хами не хочу!
Для водителей в немодных, побитых стареньких автомобилях такое поведение «хозяев жизни» – дополнительный стресс. Это – унижение и насмешки, остро ощущаемое снижение социального статуса.
В результате не только эмоциональная, но и общая психофизиологическая реактивность и у тех и у других нередко оказывается повышенной. Самые рядовые события на дорогах, требующие обычного защитно-приспособительного напряжения, могут оказывать провоцирующее действие, служить спусковым механизмом, приводящим к нарушению правил дорожного движения, превышению скорости, снижению концентрации внимания, неадекватным реакциям на внешние раздражители.
На состоявшемся недавно заседании регионального правительства директор департамента здравоохранения Вадим Даильнев докладывал о том, что сделано в области с целью улучшения оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП. Организованы три прекрасно оснащенных травмцентра первого уровня и десять – второго, разработана маршрутизация пациентов. За два последних года в государственные учреждения здравоохранения области поставлено 148 машин скорой помощи, из них 22 – реанимобиля. Все автомобили оборудованы системой ГЛОНАСС. С начала прошлого года медицинская помощь пациентам с тяжелой черепно-мозговой травмой, с переломами трубчатых костей и травмами позвоночника стала оказываться по стандартам. В феврале 2013-го на базе факультета последипломной подготовки врачей открыта кафед­ра симуляционного обучения. Главное в оснащении кафедры – три роботизированных тренажера и симуляторы с обратной связью, которые позволяют проводить комплексное обучение врачебных бригад, начиная с оказания помощи на месте происшествия, затем – во время транспортировке и далее – в реанимационном отделении. Департамент проводит также совместные с МЧС учения, вместе с ГИБДД проанализированы наиболее проблемные участки федеральных трасс.
И все-таки вопрос, почему водители становятся все агрессивнее и будто нарочно провоцируют аварийные ситуации, так и остался открытым. Скорее всего, от дорожно-постовых служб и травматологов с хирургами его следует переадресовать психологам.
Екатерина ГАРБУЗОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему