Рекламный баннер.

Общество

13:00, 27 ноября 2017

«Химик», самолет, жилье для учителей

«Химик», самолет,  жилье для учителей

В 1961 году сталиногорские футболисты прогремели на весь Союз, под Богородицком едва не разбился пассажирский самолет, а в Туле серьезно задумались о безопасности велосипедистов.

Андрей ЖИЗЛОВ
Сергей МИТРОФАНОВ
Фото из книги «Тула советская»

Слезы Численко
Первый громкий успех тульского футбола: сталиногорский «Химик» в матче 1/8 финала Кубка СССР выигрывает у московского «Динамо». «Химик», который тренирует бывший нападающий московского ЦДКА Алексей Водягин, выступает в классе «Б» ‒ третьем эшелоне советского футбола. Бело-голубые, разумеется, играют в элите. Правда, в этом сезоне у «Динамо» дела идут неважно ‒ тем ценнее становится возможность отыграться в Кубке. «Химик» по пути побеждает костромской «Текстильщик» (2:0 в дополнительное время), северодонецких одноклубников (1:0) и душанбинский «Энергетик» (2:1). Визит «Динамо» в Сталиногорск вызвал феноменальный ажиотаж: 20 августа на небольшом стадионе собрались 20 тысяч зрителей! Москвичи выставили боевой состав: не играл только вызванный в сборную СССР Лев Яшин. Но Кесарев, Аничкин, Царев, Федосов, Численко играли с первых минут.
Конечно, для «Химика» это была игра всей жизни ‒ и сталиногорцы одержали победу со счетом 2:0: на 41-й минуте забил Виталий Плеханов, а на 67-й ‒ Евгений Лопухин. Москвичи атаковали, но вратарь «Химика» Николай Перегудов раз за разом вытаскивал мячи, и динамовское нападение так и не смогло отыграть хотя бы один мяч. После матча Численко и Царев не смогли сдержать слез.
А «Химик» в четвертьфинале проиграл на выезде донецкому «Шахтеру» ‒ 1:3. Приняли сталиногорцев недружелюбно, не дали потренироваться перед матчем, да и судейство было не совсем объективным.

Самолет в овсяном поле
22 июня 1961 года в окрестностях Богородицка едва не разбился загоревшийся в небе направлявшийся из Москвы в Сочи самолет с 8 членами экипажа и 89 пассажирами. Летевший на 6-километровой высоте Ил-18Б вспыхнул, после того как обломки разрушившегося генератора двигателя попали в маслопровод. Система пожаротушения не сработала из-за путаницы клемм. Экипаж принял решение как можно быстрее сесть. До ефремовского аэропорта было еще 9 километров, поэтому самолет с отключенными двигателями сел на фюзеляж на поле богородицкого колхоза имени Сталина, проскользив 300 метров по овсяным посевам. Пассажиров эвакуировали, а самолет позже отремонтировали и с поля подняли в воздух.
Примечательно, что инструкций по действиям в подобных случаях на Ил-18 для пилотов не было. Все члены экипажа позже были награждены за мужество и находчивость на торжественной церемонии в Кремле.

Без канализации и условий для работы
«Решение облисполкома «О строительстве жилых домов для учителей сельских школ на 1961–1965 годы» выполняется неудовлетворительно, –  вот такой документ удалось нам выявить в фондах Государственного архива Тульской области. – План ввода жилой площади в 1961 году выполнен на 73,4 процента, в 1962-м за 4 месяца освоение капиталовложений составляет всего 1,1 процента от годового плана. Мало привлекаются нецентрализованные и колхозные средства на эти цели. Областные отделы народного образования и здравоохранения, а также райгорисполкомы не проявляют должной заботы о жилищно-бытовых условиях учителей и врачей. Имеются факты нарушений предоставленных правительством сельским учителям и врачам льгот по обеспечению их топливом, освещением и сенокосными угодьями в Мордвесском, Ефремовском и других районах».
Но если окончившему учебное заведение и прибывшему в глубинку молодому специалисту приходится ютиться в «избушке на курьих ножках», а незавидной альтернативой клубу или библиотеке на селе являются сидящие на завалинке древние старушки с их побасками про Змея Горыныча, то перспектива одна – бежать куда глаза глядят. Вот такие юные педагоги и медики, так сказать, и «портили статистику». Проблема эта, кстати, обозначена в художественном фильме «Баламут», который, правда, сняли уже в конце семидесятых: как видите, годы шли, а ситуация к лучшему на селе не менялась…
Текучка кадров в начале шестидесятых отмечалась в Арсеньевском, Каменском, Куркинском, Тепло-Огаревском, Воловском, Дубенском районах. Дипломированные девушки и юноши несвоевременно обеспечивались квартирами или получали малопригодные для жилья комнаты. «Значительная часть сельских учителей проживает на частных квартирах и не имеет необходимых условий для работы, – говорится в документах ГАТО. – В области только 308 школ имеют жилые дома для учителей, но и этот жилой фонд неблаго­устроен и находится в плохом состоянии: из 444 домов для учителей имеют центральное отопление только 22, водопровод – 26, канализацию – 15. 91 дом не располагает ни одним видом благоустройства, 137 домов требуют капитального ремонта и 40 находятся в аварийном состоянии. Не лучше обстоит дело с обеспечением жилплощадью медицинских работников. Так, в городе Плавске 5 молодых специалистов проживают в полуподвальном помещении, не обеспечены жильем молодые врачи в Туле, Мордвесском, Ленинском и других районах».

Полосы для велосипедистов 
Головная боль тульской ГАИ в 1961 году – многочисленные несчастные случаи на дорогах с участием велосипедистов. Чаще всего ДТП происходили в Туле, Новомосковске, Щекине, Узловой, Богородицке. Тогда при столкновении с машинами и мотоциклами погибли 18 любителей покрутить педали, а 46 получили ранения – среди последних оказалось немало детей...
«Основными причинами этих происшествий являются грубые нарушения дисциплины движения велосипедистами: управление велосипедами в нетрезвом состоянии, незнание правил движения молодежью, детьми-подростками и безответственное отношение некоторых родителей к безопасности детей, невнимательность и пренебрежительное лихачество отдельных водителей механического транспорта при разъезде и обгоне велосипедистов», – докладывал представитель Госавтоинспекции Павлов. Он сокрушался: ну как же так, Тула ведь считается родиной велосипедного спорта! Однако областной и городской комитеты физкультуры и спорта недостаточно проводят воспитательные мероприятия по безопасному вождению двухколесных железных коней. Досталось на орехи тренерам,  допускавшим езду в ночное время без освещения и вообще не следившим за дисциплиной в группах спортсменов во время их движения по улицам.
А вот еще одно интересное замечание Павлова: «Многие тренировочные велосипеды спортивных обществ не имеют номерных знаков». В докладе критика звучала и далее: ни в Туле, ни на периферии нет велосипедных дорожек. Тренировочное поле – только в мечтах. И даже вот такое присутствует: «Не отведены улицы для обучения езде на велосипедах». Что в итоге? Исполком Тульского областного совета депутатов трудящихся уже в следующем 1962 году, помимо прочего, решил: при продаже «лисапедов» или при их регистрации надо вручать владельцам памятку для велосипедиста по безопасности движения. А на улицах Октябрьской, Советской, Коммунаров и Менделеевской должны были выделить полосы для движения велосипедистов.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий