Общество

12:37, 20 апреля 2018

Клоково: полеты наяву

 Сергей МИТРОФАНОВ
 из коллекции
        Игоря КОПЫТОВА

Гражданской авиации России «стукнуло» 95 лет. Тула к этой дате имеет прямое отношение, ведь многие годы в оружейной столице функционировал аэродром Клоково. Наше издание расскажет о самых любопытных страницах его истории.

По словам исследователя Максима Тронзы, в 1950–1960-е годы в регионе был сформирован Тульский объединенный авиаотряд, пилоты которого по территории области совершали полеты на Ан-2 (именуемые в народе «кукурузниками»). Да-да, тогда проще и гораздо быстрее можно было добраться в Новомосковск или Куркино «на крыльях», чем на автобусе или попутках. Кроме того, авиаторов привлекали к сельхозработам по опрыскиванию полей. Чуть позже в областном центре появился аэропорт Клоково. Отсюда борта взмывали в Белев, Суворов, Каменский район. Также регулярные рейсы выполнялись на Москву, Орел, Брянск, Калугу.
А летом 1964 года здесь разгорелся шпионский скандал, получивший широкую огласку. Журналист Андрей Жизлов установил его подробности, выяснив, как помощники военно-воздушного атташе США подполковник Э. Х. Смит и капитан Э. Дж. Зветина вместе с военно-воздушным атташе Великобритании коммодором авиации А. Н. Дэвисом были задержаны на территории тульской военной части рядом с аэродромом, куда незаконно проникли через дыру в заборе.
«Капиталистические соколы» на посольской «Волге» поехали из Москвы на экскурсию в Орел, по пути сбросив скорость возле Щекинского химкомбината, чтобы его поподробнее рассмотреть, – рассказал наш коллега по перу. – А на обратном пути заехали в Тулу, через Комсомольский парк проникли на поляну, откуда были видны низко летящие самолеты, заходившие на посадку. Но взлетно-посадочных полос и стоянок отсюда разглядеть не получилось, и они, найдя в заборе дыру, пробрались в запретную зону расквартированной рядом воинской части и направились к летному полю. Но туляки – люди бдительные. Техник Приокского совнархоза Лев Лентяев заметил их еще на поляне за парком и заподозрил, что эти господа – никак не сотрудники аэропорта, а иностранцы. «Наши так головами не крутят, когда идут полеты», – пояснял он в интервью газете «Красная звезда», которая посвятила инциденту большую статью. Лентяев поведал о своих подозрениях проходившему неподалеку младшему сержанту Дятчину, а гулявшую здесь учительницу школы №53 Луканичеву попросил позвонить в милицию. Сам же остался караулить ту самую дырку в заборе.
Когда иностранцы попытались покинуть аэродром, их окружили и потребовали документы, затем был составлен акт о незаконном проникновении в воинскую часть.
Аэропорт обслуживал массу пассажиров. Что говорить, если только в 1974 году услугами гражданской авиации воспользовались свыше 100 тысяч человек. Но в девяностые регулярные рейсы закончились. Сегодня тульские краеведы пишут историю Клоковского аэродрома, ищут фотографии. Некоторыми снимками коллекционеры любезно поделились с нашей редакцией.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему