Общество

19:22, 09 декабря 2014

Когда молчание – не золото

 Анастасия КАЛИНИНА
  
Неофициальным гимном общественного движения по борьбе с насилием в отношении женщин считается стихотворение испанской поэтессы Паульт Кэли. Это монолог, в котором рефреном повторяется фраза «Я получила сегодня цветы». Героиня произведения рассказывает, как муж, сначала оскорбив, потом ударив, затем избив ее до полусмерти, чтобы загладить вину, дарит букет.

Заканчивается стихотворение словами: «Сегодня особенный день. Это день моих похорон. Если бы я раньше что-то изменила, сегодня бы мне не прислали цветов».
Директор кризисного центра помощи женщинам Татьяна Гурова словно распространяет вокруг себя ауру спокойствия и уверенности в том, что все будет хорошо. Таким, наверное, и должен быть директор учреждения, куда приходят отчаявшиеся мамы и жены.
– Насилие в семье – это то, что в нашем обществе обсуждать не принято: стыдно. Это как с болезнями. Чем-то можно даже «гордиться» – ах, у меня слабое сердце! А вот заболевания, к примеру, ниже пояса – вроде как позорные, о них нельзя говорить в приличном обществе,– рассказывает Татьяна Анатольевна.
Так же и с бытовой жестокостью. Общество однозначно настроено осудить женщину, выносящую сор из семьи. «Сама виновата» – такой, в об-­
щем-то, традиционный ответ чаще всего слышит слабый пол в ответ на жалобы. Потому и не спешит заявлять о том, что в семье, мягко говоря, не все гладко. По данным МВД, 60–70 процентов жертв никогда не обращаются за помощью. Молчание длится до тех пор, пока не оказывается слишком поздно.
Татьяна Гурова рассказала всего лишь о двух случаях, когда женщины были доведены до предела и, образно говоря, вскочили на подножку последнего вагона уходящего в безопасность поезда. В первом жена сбежала от мужа на квартиру кризисного центра только после того, как он бросился на нее с бензопилой. А еще одна тулячка поняла, что терять больше нечего тогда, когда супруг толкнул ее так, что сломал женщине ногу, застрявшую между досок. Мужчина свозил пострадавшую в Ваныкинскую больницу, ей наложили гипс… А затем домашний тиран отвез ее на неотапливаемую дачу и бросил там «выздоравливать».
Всего же за год существования центра сюда обратилась тысяча представительниц слабого пола. 75 из них – по причине гендерного насилия.
Специалисты рассказывают, что психологический террор и побои могут происходить как в семье «потомственных алкоголиков», так и в высшем обществе. За примером далеко ходить не надо – светская хроника периодически поставляет на страницы журналов и газет фотографии знаменитостей с заплывшими от синяков глазами и разбитыми губами. Нередко под горячую руку мужа попадают жены силовиков – полицейских, военных…
25 ноября значилось в календаре как Международный день борьбы против жестокого обращения с женщинами. В этот день началась всемирная кампания «16 дней без насилия». Впервые акция состоялась по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН еще в 1999 году. Но в Тульской области она проходит всего второй раз. «Дни» охватывают несколько значимых дат, в том числе 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом, а также 10 декабря – Международный день прав человека.
За две с лишним недели сотрудники Тульского центра провели более десятка мероприятий. Они раздавали фиолетовые ленты посетителям Центрального парка имени П. П. Белоусова для привлечения внимания к проблеме домашней жестокости. Психологи организовали несколько обучающих семинаров в различных учреждениях – и не только в Туле, но и в районах области. Все эти события преследуют несколько целей – во-первых, рассказать широкой общественности о том, что проблема реально существует. Согласно статистике, каждые 40 минут в результате домашнего насилия гибнет одна россиянка. Это от 12 до 14 тысяч женщин в год! Во-вторых, сами жертвы насилия должны понять – молчать опасно. Есть люди, готовые их выслушать, есть место, где они будут в безопасности.
– Зачастую женщина, годами живущая в атмосфере страха, просто не успевает подумать о том, что ей делать дальше, что будет завтра, послезавтра, через год… Даже на работе она все время помнит, что ей придется возвращаться домой, к новым побоям и унижениям. Придя к нам на кризисную квартиру, она получает время для отдыха психики. Это то, что ей необходимо в первую очередь, – уверена Татьяна Гурова.
Сейчас в распоряжении кризисного центра есть две квартиры, которые могут принять до шести женщин с детьми. А в Ленинском районе ведется масштабное строительство еще нескольких помещений. Возможно, к следующим «16 дням» центр сможет принимать здесь до 25 женщин, решивших взять тайм-аут и подумать, как им жить дальше.

Фоторепортаж Андрея Лыженкова
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему