Общество

09:02, 29 мая 2015

Купи калькулятор, работай в ЮАР

Реклама, конечно, была и в советских газетах. Но что это были за объявления? Туристические туры в Одессу, приглашения для абитуриентов, открылся новый магазин «Овощи» – вот и все. Зато с приходом рыночных времен реклама расцвела махровым цветом. Страницы «Тульских известий» за 1992 год – тому доказательство.
Денег у людей с развалом Советского Союза не прибавилось. Большинство удерживали челюсть, глядя на меняющиеся ценники в магазинах, но некоторые пытались влиться в рыночный водоворот, создавая фирмы непонятной ориентации. «Анея», «Ирга», «Эпсилон», «Дискус Лтд», «Нипек» – эти названия, звучащие как помесь жаргонных словечек и имен героев древнегреческой мифологии, кочевали из номера в номер «ТИ». А чего не кочевать, если размещать рекламу газета предлагала сама: «Объявление на заборе? Это вчерашний день! Объявление в «Тульских известиях» – это ваш успех в коммерческих делах, это – бизнес всерьез!»
Продавалось, разумеется, все, что только можно. Например, в Суворовском районе выставили на торг два магазина с незамысловатыми советскими названиями «Мебель» и «Овощи и фрукты». А в Туле одно из предприятий предлагало покупать скопом 235 театральных кресел, а также поступившие из ФРГ игральные автоматы «Кости», «Телестар» и «Рулетка». «Если у вас хороший вкус, то вам, конечно, нужна красивая кухонная полка из пластика светлых тонов, навесная, легкая, удобная», – утверждала еще одна фирма. Зазывали покупать и импортные калькуляторы. «Расчет – ваш путь к успеху!» – убеждала реклама. Ну это, конечно, кому было что считать.
Многие туляки метались в поисках заработка, и пионерам рынка, разумеется, было что предложить. Например, малому государственному предприятию «Вега» требовался «предприимчивый водитель-механик». В чем должна была состоять его предприимчивость, увы, не уточнялось. А кооператив «Пирмас» и вовсе приглашал тульских трудяг подзаработать аж в Южном полушарии. «Кооператив получил приглашения для работы в сельском хозяйстве (Новая Зеландия) и в строительстве (ЮАР) на 2000 сезонных рабочих в возрасте от 24 до 42 лет. Срок работы 4 и 8 месяцев. Высылать подробную анкету о себе и оплату за 50 руб. (за телефонные, телеграфные и маркетинговые услуги)», – гласила реклама.
Рынок услуг тоже полнился. К примеру, международный центр нетрадиционной и народной медицины «Кавказ», базирующийся в Новочеркасске, предлагал средство, которое одновременно поможет от простатита, бесплодия, рака, радикулита, гайморита и головной боли. Оказывается, это чудодейственное средство – магнитотрон и магнитная же воронка. «Вино, водка, коньяк, пропущенные через магнитную воронку, в омагниченном состоянии способствуют разрушению раковых клеток», – утверждал центр нетрадиционной медицины. Как не вспомнить тут одного персонажа Василия Белова – деда, который, отчаявшись, решил подзаработать и повесил объявление: «Лечу от вранья и гипножу от курева и запоров»…
Но закончить стоит все-таки лирикой. В 1992 году на полосах «ТИ» появилась служба знакомств. Разумеется, не бесплатная – свободный рынок все-таки. За 150 рублей можно было разрекламировать себя и найти спутника или спутницу жизни. Молодой инженер уточнял, что он «приятный Овен», женщина признавалась, что она «молода, красива, стройна, но замкнута, нервозна, пережившая трудную молодость». А один веселый человек призывал: «Пишите, подруги, я всем отвечу, но выберу одну из вас. Не обижайтесь!» Хорошо, если «ТИ» помогли всем им устроить личную жизнь.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий