Общество

10:14, 18 декабря 2018

Ли-2: последний полет

«Навечно в небе». Так называется новая книга Ярослава Ливанского, командира Приморской региональной молодежной общественной организации «Поисковое объединение «АвиаПоиск», имеющая прямое отношение к истории нашего региона. Автор с 2007 года занимается поисковой работой в тех труднодоступных местах страны, которые называют «краем карты».
В новинке тиражом 200 экземпляров идет речь о представителях летного и технического состава частей Военно-воздушных сил, погибших в период 1938-1959 годов. Издание содержит неизвестную широкой публике информацию о катастрофах боевых и учебных самолетов 1-й и 2-й Отдельных Краснознаменных армий, 9-й и 10-й Воздушных армий Дальневосточных фронтов, а также авиаэскадрилий и авиаполков, крылатые машины которых разбились в Приморском и Хабаровском краях, Еврейской автономной и Сахалинской областях. В частности, в книге приводится история гибели самолета Ли-2 из 51-го гвардейского транспортного авиаполка, выполнявшего ночной учебно-тренировочный полет и разбившегося 13 октября 1951 года. На его борту находились шесть человек, в том числе два туляка: уроженец деревни Гремячево Ленинского района второй летчик старший лейтенант Вениамин Титов, 1918 года рождения и уроженец деревни Залесское Лутовского сельсовета Сафоновского района воздушный стрелок-радист сержант Иван Мягков, 1929 года рождения.
Историей этого борта «АвиаПоиск» заинтересовался в 2011 году, когда следопыты получили из киргизского города Бишкек письмо от Ольги Глебовой. Женщина сообщила, что в самолете находился первый муж ее мачехи Михаил Лащев, занимавшийся перевозкой золота и пропавший без вести. В письме говорилось и о том, что в девяностые годы этот транспортник, потерпевший крушение по непонятной причине, обнаружил поисковый отряд и что на место гибели ездила мачеха, которой вручили штурманские часы мужа.
– В 2016 году после информации краеведа из города Советская Гавань Александра Сеселкина и просмотра фильма организации «Планета Тайга» о горе Маглой, на которой лежит разбившийся Ли-2, а рядом захоронены останки экипажа, «АвиаПоиск» решил установить данные по этой катастрофе, – рассказывает Ярослав Ливанский. – В 2018 году во время работы в Центральном архиве Министерства обороны России я и Олег Балкин ознакомились с учетно-послужной картой старшего лейтенанта Михаила Федоровича Лащева, выяснили часть, в которой служил этот штурман, и дату его гибели. По этим исходным сведениям сразу же подготовили запрос, и гора Маглой вошла в перечень мест, запланированных для проведения экспедиции. Как нам стало известно, с борта самолета, вылетевшего из Комсомольска-на-Амуре, в 3 часа 16 минут 13 октября 1951 года передали: «Скорость 225 километров в час, высота 1000 метров, высота верхней кромки нижних облаков 500 метров, иду между слоями». А в 3 часа 28 минут радиообмен прекратился.
В документах указан и такой интересный факт: на тринадцатый день после гибели транспортника вышел к железной дороге и был подобран местными жителями бортовой техник лейтенант Иван Мозжухин. Офицер сообщил: экипаж попал в облака, обледенел и, пробивая облачность, столкнулся с землей. Получается, борт снизился на минимальную высоту, а потом – удар об гору. По состоянию на 19 ноября 1951-го не нашли ни самолет, изготовленный в мае 1945 года, ни других членов экипажа.
В августе 2018 года на горе Маглой провели раскопки. К месту падения сначала следопыты добирались на внедорожнике, потом пешком через завалы. Среди остатков выгоревшей кабины нашли останки авиаторов, центральные замки парашютных систем, каркасы парашютных ранцев, пуговицы, фрагменты обуви. Участники экспедиции на месте авиакатастрофы установили памятную табличку с информацией о происшествии и именами членов экипажа. А затем выяснилось следующее: оказывается, еще в семидесятые годы неравнодушные граждане, побывавшие на горе и заметившие там разбившихся летчиков, стали бить тревогу – мол, надо достойно предать земле военнослужащих. После публикации об этом в местной газете военные с аэродрома Хурба и городская администрация спешно захоронили останки авиаторов 8 мая 1975 года в городе Комсомольск-на-Амуре. Но спешили это сделать, а потому не собрали полностью прах всех погибших. Что говорить, если и в 1987 году представители туристического клуба «Маглой» находили их на горе – и там собрали в одно место, засыпали камнями.
– В ходе экспедиции 2018 года останки экипажа, найденные как этим летом, так и туристами в 1987 году, были переданы администрации Комсомольска-на-Амуре для дохоронения с последующим приведением могилы авиаторов в надлежащее состояние и ее паспортизации как воинского захоронения, – резюмирует автор книги. – Участники «АвиаПоиска» надеются, что еще одно «белое пятно» в истории дальневосточной авиации будет закрыто и погибшие, наконец, упокоятся.
Сергей МИТРОФАНОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему