Общество

15:09, 16 ноября 2018

Магия Правды

Андрей ЖИЗЛОВ
Елена КУЗНЕЦОВА

Есть на севере Новомосковского округа, близ границы с Веневским районом, поселок с бескомпромиссным названием Правда. И есть в этом поселке школа, чья биография недавно перевалила отметку в пятьдесят лет. Менялись времена, учебные программы, преподавательские методики – а Правдинская школа живет и развивается без оглядки на свой сельский статус.

От поколения к поколению
Она начала работу в 1968 году – тогда Правда относилась к Веневскому району. На открытие школы, которая в ту пору была восьмилетней, приехали товарищи из райкома партии, шефы из совхоза и шахты «Новомосковская», а еще друзья-побратимы из Чехословакии. Вскоре создали интернат для ребят, которые живут в отдаленных деревнях. Еще через несколько лет открылся буфет, ребят стали обеспечивать горячим питанием.
Не только документ об образовании получали правдинские школьники – их воспитывали и как тружеников: со временем здесь появилось собственное животноводческое звено, где выращивали телят. И между прочим, ребятам удавалось добиваться внушительного привеса у своих подопечных. Да и сейчас школьники трудятся на приусадебном участке – недавно, например, высадили туи и елки. В 1980 году школе присвоили имя знаменитого оружейника Федора Петрова, родившегося неподалеку, в веневской деревне Докторово.
Многое для развития школы сделала прежний директор Нина Ершова – она руководила с 1986 по 2011 год, за это время укрепилась материально-техническая база, ребята побеждали в районном тур­слете, спортивных соревнованиях, удалось пережить тяжелые девяностые. Сейчас Нина ­Сергеевна по-прежнему работает в Правде – учителем обществознания. Вот уже шесть лет школу возглавляет Тамара Леонидовна Микова, которая многое сделала для того, чтобы та стала еще современнее и сильнее.
Несколько поколений ребят из Правды и окрестных населенных пунктов пришли сюда первоклашками и получили здесь аттестаты. Все этапы истории прошли перед глазами учителей, вчерашних и нынешних школьников и гостей во время юбилейного торжества. В маленьком зале ребята вместе с педагогами инсценировали самые важные события истории учебного заведения.
Правдинцы хранят прошлое, не забывая стремиться в будущее. Сельская школа нынче живет по современным канонам. В Правде нет проблем с учебниками, компьютерами, инвентарем, есть собственные спортзал, мастерская и автобус, даже деревянные окна заменили пластиковыми.
Активно ведут в Правде краеведческую работу: здесь ей посвящен целый кабинет-музей. Там много любопытного: старинная самотканая понева, случайно найденный в подвале подсвечник, ухват и прялка. Находили школьные экспедиции и крест, и икону из разрушенной церкви. Здесь же разместились работы земляка, талантливого скульптора-самоучки Александра Романова, которые передала школе его племянница.
Притяжение школы
Сегодня коллектив в Правде – это и молодые, и опытные педагоги. Вот, например, учительница иностранного языка Татьяна Светикова. Она преподает в Правде немецкий и английский языки всего четыре года. Что привлекло ее в сельской школе?
– В первую очередь дети, – признается она. – Я в них влюбилась после первой недели работы, и сейчас уже тяжело жить без суеты, перемен, подготовки к урокам… Объяснить причину сложно, потому что это магия. Не понимаю, что меня заставляет ездить сюда – с хорошим настроением! – и оставаться тут до последнего часа. Когда, учась в университете, проходила практику в городской школе, мне говорили: подожди полгодика, место освободится. Вот я и думала – поработаю в Правде максимум год, но… Меня сразу взяли под свое крыло опытные педагоги, никто не журил, не осуждал – коллектив чудесный.
Или, к примеру, учитель математики и информатики Наталия Прошкина. Она трудится здесь уже пятый год: до этого работала не по специальности, потом была в декретном отпуске. Наталия Алексеевна не отрицает, что учительская работа – трудная. Но есть в ней то, ради чего стоит писать конспекты, проверять тетради, держать вместе с учениками каждодневный экзамен.
– Найти общий язык с ребятами, готовиться к занятиям – это тяжело, – говорит она. – К тому же математика – такой предмет, который трудно дается детям, и нужно постараться, чтобы заинтересовать их подачей материала, всеми силами приходится вовлекать в деятельность на уроке. Еще поначалу было трудно добираться на работу и домой – я живу в Веневе, иногда приходилось ездить даже на попутках… Но вот сейчас, когда мы отмечаем пятидесятилетие школы, чувствуешь причастность к большому делу. Рада, что ребята, которые выпускаются, вспоминают среди других учителей и меня – значит, удается оставить след в их жизни.
Учителю русского языка и литературы Владимиру Терешкину есть с чем сравнивать – он знает, что такое городская и что такое сельская школа.
– У деревенских ребят – свои преимущества, – уверен он. – Например, на селе нет таких благ или возможностей для досуга, как в городе, поэтому они с большим удовольствием участвуют во внеурочных мероприятиях, конкурсах, поездках. Трудолюбия у большинства тоже хватает. Учителям, считаю, тоже проще работать с небольшими классами – так легче найти к ребенку индивидуальный подход. Есть у нас, к примеру, один мальчик, которого нельзя сразу вызывать к доске – его надо заранее предупредить, иначе он теряется. А контрольные, наоборот, пишет на пятерки.
К тому же не все дети из благополучных семей: если есть какие-то проблемы, нужно это учитывать, по-другому строить общение.

Учительская эстафета
Дети педагогов нередко выбирают профессию по родительскому примеру. Но вовсе не часто они становятся членами одного учительского коллектива. А вот в Правдинской школе такие династии есть.
– О том, чтобы работать в школе, мечтала еще с детского сада, – рассказывает Нина Вячеславовна Микалина. Династия, которую она основала, насчитывает уже 91 год стажа. Ее невестка Ольга Ивановна Микалина – заместитель директора и учитель русского языка и литературы, сын Валерий ­Сергеевич преподает ОБЖ.
– Здесь я с 1970 года, – продолжает Нина Вячеславовна. – Сначала пошла на завод, но отработала три месяца и поняла: не мое. Не могу сидеть на месте – надо двигаться, общаться. С ребятами разных годов выпуска я дружу, они заходят в гости, поздравляют. Поначалу даже в отпуске тянуло в школу! Сейчас, правда, чувствуешь себя спокойнее, но все равно – хочется видеть глаза ребят. Иногда бывает трудновато – например, во время подготовки к ЕГЭ. Но ребята понимают, что нельзя подвести, говорят: «Все мы сделаем!»
Я школу и сейчас люблю и на другом месте себя не вижу. Помню, когда только пришла, было холодно, нетоплено – сидели в пальто и валенках. А потом постепенно все стало хорошо.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий