Общество

09:00, 21 августа 2015

Малая родина, предел мечтаний

 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Целевой набор в медицинские вузы – притча во языцех для тех соискателей врачебной профессии, кто поступал туда, поступал да так и не поступил… Как говорят, получить целевое направление реально, только если твои мама-папа давно и прочно работают в здравоохранении, – набор и существует «для своих».
Но в медицине много врачебных династий, насчитывающих три-четыре поколения, а целевые наборы появились всего-то полтора десятка лет назад. Дети часто идут по стопам родителей просто потому, что с пеленок впитывают их интересы.
829 студентов-медиков обучаются сегодня в различных вузах страны по целевым направлениям, выданным государственными учреждениями здравоохранения Тульской области, – это в два раза больше, чем в 2013-м. В соответствии с заключенными контрактами они проходят летнюю практику в больницах по месту жительства, а получив диплом, обязаны будут устроиться туда на работу. Как минимум – на три года. Их цель – малая родина, такой вот предел мечтаний. Вокруг целевого набора столько абитуриентских мифов, что наша репортерская группа решила их подтвердить или опровергнуть. На примере одной из центральных районных больниц – Плавской.

Плавск –
территория особая
Здесь за тридцать постчернобыльских лет население района успело привыкнуть к куда более пристальному вниманию, чем это принято в других территориях. Поэтому когда какой-то специалист покидает врачебный кабинет, это воспринимается крайне болезненно. В последние годы лечебное учреждение выходит из положения во многом за счет внешних совместителей. Но главная движущая сила лечебного процесса – пенсионеры, именно на них все держится. Старожилам хирургу и рентгенологу по 76 лет, а их по-прежнему просят остаться на посту.
– Потому что некому прийти на смену, – сказала, как отрубила, начальник отдела кадров больницы Александра Хлебалина. – Сегодня у нас в наличии 40 врачей, а должно быть больше 70; средних мед­работников 176 при норме 250. В сравнении с другими территориями это совсем неплохо, кстати. Но если представить, что старая гвардия взяла да разом ушла, останется только замок на ворота повесить…
На целевиков руководство лечебного учреждения всегда возлагало большие надежды. Тут уж не до выбора, из какой семьи выпускник, лишь бы был с головой. В старшие классы главный врач с начальником кадровой службы регулярно приходят рассказывать о преимуществах профессии. После упорной агитации являются за целевым направлением 6–7 ребят в год, а удается поступить в медвуз… одному, иногда двум. Хоть их и берут вне основного конкурса, но конкурс среди самих целевиков оказывается ненамного меньше, чем в общем потоке. А уж как их ждут обратно – и пересказать трудно.
– Мы на протяжении всего периода учебы своих направленцев настойчиво патронируем, а по окончании вуза приводим на рабочее место буквально под белы рученьки. От отработки обязательных трех лет отвертеться на самом деле трудно: деньги, что мин­здрав потратил на твое обучение, придется вернуть, – рассказывает Александра Хлебалина. – А по поводу того, чьи дети наши целевики, я, откровенно говоря, и не знаю даже. Мы их родословную не отслеживали.
После модернизаций с оптимизациями Плавской ЦРБ все же удалось сохранить конкурентоспособность. Хирургия, терапия, педиатрия – все есть. Открыты травмцентр второго уровня и неврологическое отделение, обслуживающие три района.
Главный врач ЦРБ Вячеслав Куликов – приверженец современных диагностических и лечебных техник. Поэтому сегодня больница располагает полным набором существующих эндоскопических методик, а тромболизис освоен и скорой, и в неврологии. Это значит, молодые врачи лечебному учреждению просто необходимы.

Я бы все равно в медицинский поступил
Целевиков в Плавской ЦРБ мы застали троих, реаниматолог и рентгенолог вернулись в родные пенаты в прошлом году, а невролог в этом.
Евгений Ершов отлично учился в школе, твердо решив поступать в медицинский. О целевом наборе не слыхивал даже, но предложение поступить в вуз именно по направлению пришло от классного руководителя. Кадровая служба центральной районной больницы настойчиво искала талантливых ребят для обучения в вузе за счет средств регионального минздрава, и первым, кого назвала классный руководитель, был Женя Ершов.
– Я бы все равно поступил в медицинский, пусть не сразу. В нашем роду медиков никогда не было, но я всегда хотел стать именно анестезиологом-реаниматологом. Интернатуру проходил в Ваныкинской больнице, так что разных случаев насмотрелся достаточно. Теперь провожу общую анестезию при всех видах операций – при полостных, костных, во время трепанации черепа. Кроме того, дежурю в реанимации, по сути, живу здесь.
На вопрос: «Что же вам в такой напряженной работе нравится?» – Ершов отвечает так, что за него становится аж неудобно…
– Когда человек при смерти, а ты все равно его вытянешь на этот свет, чувствуешь себя настоящим творцом, немного даже… Богом. Поэтому ни из больницы, ни из профессии я бежать не собираюсь.

Узкий специалист широкого профиля
Рентгенолог Дина Клопова, став врачом, прервала династию педагогов, насчитывающую уже несколько поколений. Для такой профессии у Дины слишком твердый характер, ей всегда хотелось действовать, а не созерцать.
Окончив школу, девушка обратилась к главному врачу районной больницы: сможет ли она трудоустроиться, если окончит медицинский? Тут-то и узнала впервые про целевой набор – мол, попробуй поступи еще, разве только по направлению…
Клопова считает, что отработает в Плавске не только три «целевых» года, а всю жизнь. Она привязана к этому городу, здесь ее корни. Но и содержание работы устраивает молодого доктора настолько, что вряд ли удастся найти достойную замену:
– Тут у нас три врача на шесть рентгеновских кабинетов, поэтому каждого можно считать узким специалистом широкого профиля. Читаем, интерпретируем все существующие рентгеновские исследования: рентгенограмму, маммографию, флюорографию, томографию. В больших городах в рентгеновской службе всегда существует узкая специализация, и если ты работаешь с маммографией, например, то тебе просто не представляется возможным освоить что-то еще. Став рентгенологом-универсалом, чувствуешь себя уверенно в любой ситуации: когда приносят пострадавших в ДТП или когда в палате интенсивной терапии кто-то затяжелел. Знали бы вы, как это классно – чувствовать себя профессионалом.

Диплом должен быть серьезным
Единственный целевик, в биографии которого просматривался «медицинский след», – невролог Наталья Воинская. Ее мама – акушерка, так что вопрос выбора профессии даже не поднимался: следует идти только в медицину. О целевом наборе узнала от мамы, так что доля сермяжной правды в мифах о целевиках все же есть. Но у Натальи был очень высокий балл по результатам ЕГ, шанс пройти в вуз в общем потоке тоже имелся.
В отличие от Ершова и Клоповой, окончивших медицинский институт ТулГУ, Воинская училась в Твери: «Когда я поступала, наш институт еще был факультетом, а мне хотелось серьезного диплома».
На выходе из вуза металась между специальностями, но в конце концов выбрала неврологию:
– И каждый день убеждаюсь, что это мое. Неврологическая симптоматика разнообразна, изменчива, надо внимательно наблюдать, думать. Это не та профессия, где получил результаты исследований – и диагноз готов. А когда патологические симптомы уходят, когда ты видишь, как человек твоими усилиями приходит в норму, чувствуешь огромное удовлетворение. Плавские целевики, как и положено, получили от 500 до 800 тысяч рублей единовременной выплаты, линейку повышения заработной платы ЛПУ выполняет. Но издали видно: дело не только в деньгах. За интерес они работают тоже.

______________________________________________________________________

Целевику положена матпомощь!
Ежемесячная материальная помощь в размере 3000 рублей предоставляется студентам, обучающимся в высших медицинских образовательных учреждениях по целевым направлениям министерства здравоохранения Тульской области и заключившим договор о ее предоставлении.
Для заключения договора студент обращается в региональное министерство здравоохранения с заявлением о предоставлении ежемесячной материальной помощи, к которому прилагаются копии оговоренных документов. Для несовершеннолетних студентов договор заключается с участием законного представителя. На подпись в министерство здравоохранения пакет документов привозит сам студент или его родители.
Министерство здравоохранения Тульской области в течение 15 рабочих дней со дня принятия заявления рассматривает его и принимает решение о заключении договора.
Министерство здравоохранения Тульской области осуществляет ежемесячную выплату материальной помощи на счет, открытый студентом в кредитной организации, в период с 1-го по 10-е число текущего месяца.
Ежемесячная материальная помощь расходуется студентом по своему усмотрению.
Ежегодно в срок до 1 марта и 1 августа студент представляет в министерство здравоохранения справки, выданные медицинским вузом, в котором он обучается, подтверждающие освоение учебной программы.
Кадровой службе ГУЗов необходимо связаться по телефону со всеми студентами, поступившими в 2013 году по направлениям, и обязать их заключить договор на материальную помощь.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий