Общество

19:33, 11 января 2016

Мир, сотканный из звуков

 Юлия ГРЕЧЕНКОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Для 10-летней скрипачки Кати Щадиловой весь мир соткан из музыки – у девочки абсолютный слух. Недавно талантливой тулячке подарил мастеровой инструмент Дмитрий Коган.
Звонок от маэстро
Ошибочно думать, что талантливый музыкант сыграет шедевр на чем угодно. Напротив,  любителю средней руки и инструмент сгодится простенький, а вот подающему надежды  нужна скрипка под стать ему.
Та, что у Кати была до недавнего времени, – обыкновенный, довольно дешевый образец, купленный в Москве за 19 тысяч рублей. Мама девочки Надежда Щадилова говорит, что дешевле только китайские «версии», но от тех достойного звучания ждать не приходится. Катя приводит пример: обычная скрипка поет, пока ее касается смычок, перестаешь играть – и звук тут же гаснет. Ноты, произведенные мастеровой скрипкой, длятся, живут сами по себе еще какое-то время.
– Мы поняли, что Кате нужен серьезный мастеровой инструмент, и если не прямо сейчас, то очень скоро, – рассказывает мама. – Мы серьезно задумались, где взять деньги на него, потому что по меньшей мере нам потребовалось бы 350 тысяч рублей и найти в одночасье такую сумму невозможно…
Ситуация для семейства Щадиловых была чуть ли не тупиковая. Но этой осенью в квартире раздался телефонный звонок. Трубка сообщила: Дмитрий Коган приглашает Катю в Москву, чтобы вручить подарок – скрипку работы мастера Игоря Улицкого. Впервые встретилась с маэстро Катя полтора года назад. Он приезжал тогда в Тулу с концертом, и талантливую девочку провели к нему за кулисы. Катя сыграла, Когану понравилось. Как выяснилось, о юной музыкантше он не забыл и решил поддержать, сделав этот ценный и очень нужный подарок.
Пока скрипка и смычок в футляре с бархатным нутром не оказались у Кати в руках, та до конца не верила в реальность происходящего и на всякий случай о звонке от Когана особо не распространялась.

Немузыкальная Сильва
Вместо детского сада Катя ходила в музыкальную школу. Ее мама преподавала баян и аккордеон в Богородицке и трехлетнюю дочку брала с собой на занятия. Год спустя, после того как родственники подарили малышке ее первую скрипку, девочка начала учиться музыке у педагога Натальи Перцевой. Тогда же впервые выступила на концерте в школьных стенах. А потом и в Туле – в областной школе им. Райхеля.
– У нее была такая крошечная скрипка – самая маленькая  из возможных,– вспоминает Надежда. – И сама она  смотрелась просто кнопкой. Хотя не сказать, чтобы в 4 года было так уж рано заниматься музыкой. Трехлетние азиаты такие умения демонстрируют, диву даешься. Возможно, дело в том, что там по-другому простроена система образования…
Чуть позже решено было купить для Кати фортепиано. В первый же день девочка, нажав несколько клавиш, заявила, что звучание не соответствует нужным нотам, то есть инструмент расстроился, пока его транспортировали.
– Я тогда удивилась, что такой маленький ребенок смог это заметить, – говорит Катина мама. – Позже стала подмечать: она любую из услышанных мельком мелодий может самостоятельно подобрать. А когда дочка смогла сказать, в какой октаве гудит холодильная установка в магазине, чего я никогда не могла, стало очевидно: у нее абсолютный слух.
По большому счету это означает, что мир для девочки звучит как мелодия. Музыкальны жужжание лампы и капель воды из крана, удары ложечкой о стакан, когда кто-то размешивает сахар в чае.
– Многим звукам в нашей жизни соответствует определенная нота, кроме тех, которые вообще не звуки даже, а шумы, – поясняет Катя. – Хотя и музыкальные инструменты есть шумовые – маракас, например.
В 7 лет Щадилова выступила на Международном конкурсе молодых музыкантов и взяла там первое место.  После этих побед у скрипачки было еще множество. Творческие состязания для участия стали отбирать с пристрастием – девочка ездила только на самые сложные, международного уровня, обязательно с двумя турами.
В семье приняли решение: Катя будет учиться музыке дальше, выйдет на качественно новый уровень. Достичь поставленной планки в родном Богородицке было затруднительно, и Щадиловы, продав там жилье, переехали в Тулу. Новую квартиру купили через дорогу от музыкальной школы колледжа искусств им. А. С. Даргомыжского, чтобы дочке было удобнее ходить на занятия.
А чтобы девочка не скучала одна дома, пока родители на работе, решено было завести кошку.  Мурлыка получила музыкальное имя Сильва – в честь главной героини оперетты. Иногда ее ласкательно называют Силя, что и вовсе звучит как названия двух нот. Однако к хозяйкиным скрипичным упражнениям зверь равнодушен: скрипка плачет, а  кошка спит. И только маятник метронома вызывает у Сили хоть какой-то интерес.
Отношения с инструментом
Скрипка поет пронзительно и глубоко. Звук слишком велик для маленького зала музыкальной школы со стареньким пианино, с нелепыми, вырезанными из цветной бумаги снежинками на окнах. Звук не умещается под оштукатуренным потолком, ему было бы соразмерно бесконечное летнее небо над убегающими к горизонту полями.
Десятилетняя Катя пробует играть на своей новой скрипке. Она пока слишком велика для детской руки, и пальцы скрипачки устают. Может быть, через пару лет она дорастет до инструмента, но точно предугадать невозможно. Пока же у юной музыкантши достаточно времени, чтобы разыграть скрипку, раскрыть ее возможности, наладить отношения с ней. Связь между инструментом и его хозяином – отнюдь не мистика, а вещь ­вполне реальная.
– Отношусь к ней как к живому существу, – размышляет Катя, – даже не так, – как к близкому человеку, члену семьи. Только если должным образом заботиться об инструменте, он в нужный момент ответит взаимностью.
Новая скрипка первое время всегда – вещь в себе, ее возможности – загадка, и раскрыть их можно только методично и терпеливо.
– Экспериментируя, находишь новые краски звучания. В целом же, конечно, на  мастеровом старинном инструменте играть проще, чем на новеньком, – поясняет Катина мама Надежда. – Несмотря на то что у конкретного скрипача с ним еще не налажены отношения, инструмент в целом раскрыт, разыгран. Есть мнение, что скрипка должна созреть, но как именно это происходит, тяжело объяснить. Не знаю, так ли на самом деле, но говорят, и скрипка Страдивари не у каждого звучит – такой уж это капризный инструмент, к которому нужен особый подход.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему